Методические материалы → Офлайн-ритейл

Идеи для малого бизнеса

Как составить договор

При открытии бизнеса, вы наверняка столкнетесь с необходимостью заключения договоров. В данной статье мы поговорим о том, как правильно заключить договор. В большинстве случаев это трудный и длительный процесс, однако, на поверку все оказывается очень просто.

Структура и содержание договора

При самостоятельном составлении договора следует принимать во внимание его структуру и необходимость описания всех основных пунктов. Он должен быть составлен в двух экземплярах, по одному для каждой стороны, и включать в себя следующие основные составляющие договора пункты:

  • шапка
  • предмет договора
  • обязанности сторон
  • условия выполнения
  • стоимость и порядок расчетов
  • ответственность
  • непредвиденные обстоятельства
  • срок действия
  • порядок разрешения споров
  • реквизиты сторон

На самом деле, структура может меняться в зависимости от назначения или необходимости включения всех возможных сценариев. В каждом конкретном случае пункты будут иметь немного разные названия, соединяться в один, но оглашение этой информации обязательно.  Я постараюсь не только рассмотреть основные разделы, но и представить образец правильного составления пунктов договора. Начнем с шапки. В начале обязательно должны быть указаны дата и место заключения. Далее следует указать номер, присвоенный одной из сторон, и его назначение. Стандартная фраза, описывающая стороны всегда начинается с названия юридического лица, ответственного представителя и его роли. В любом контракте всегда присутствуют Заказчик и Исполнитель, Поставщик и Покупатель, Арендатор и Арендодатель и так далее. Каждую стороны должны представлять ответственные лица, имеющие право на заключение договора. Это может быть учредитель организации, генеральный директор или директор, при этом он действует на основании устава. В остальных случаях возможность подписания делегируется, тогда представитель должен иметь соответствующую доверенность. В первом разделе должны быть отражены основные положения, говорящие о том, зачем договор заключается и какие услуги в нем закреплены. Так же в раздел Предмет договора можно поместить ссылку на ассортимент продукции. Основные требования, возлагаемые на Заказчика и Исполнителя описываются в разделе Обязанности сторон. Здесь не оговариваются условия выполнения, только главные положения. Следующим пунктом идут условия выполнения. Сюда помещается вся информация, описывающая правила размещения заказа, сроки выполнения, любая информация, имеющая важность в процессе работы. Зачастую сюда вносятся правила, по которым заказчик оценивает качество предоставленных услуг, проводит приемку товаров, учитывает количество и качество. Раздел включает ссылки на внутренние инструкции и требования на соответствие стандартам. Чтобы составить договор грамотно, нужно четко описывать графики предоставления заказа, и порядок их подтверждения. Недопонимания сотрудников при работе не должны быть причиной срывов поставок товаров и предоставления услуг. Все должно быть закреплено в редакции пунктов. Все не оговоренные условия, как правило, учтены в законодательстве. Не обязательно описывать каждый возможный сценарий развития событий, так как большинство из них уже отрегулированы. Встречаются договоры, в которых описание требований и условий занимает по пятьдесят, а то и то восемьдесят страниц. Такое усердие зачастую излишне и требуется в случае исключительных требований, предъявляемых к исполнителю. Стоимость товаров и услуг должны быть описаны в отдельном приложении, ссылка на которое может располагаться либо в первом, либо в отдельном разделе. Приложение выводится из основного текста в случае, если предполагается многократное его использование на длительном промежутке времени. Если компании заключают контракт на поставку, подразумевающий постоянную работу, то вполне возможно, что цены время от времени будут меняться. Тогда целесообразно вынести вопрос о ценах, чтобы каждый раз не переподписывать целый договор. Любая информация, подверженная изменению должна быть вынесена из редакции и согласована отдельно. Подразумевается, что приложения могут периодически  меняться в то время, как основные условия останутся постоянными. Если соглашение заключается на разовые действия, то лучше все условия уложить в основную редакцию. Договора, заключенные для постоянной работы, должны рассматривать порядок изменения цен. Лучше, чтобы исполнитель был обязан заблаговременно оповещать о своих решениях в письменной форме. Такие пункты защищают покупателей от спонтанных желаний поднимать цены и дают возможность для принятия решения. Любые действия, связанные с  денежными переводами должны иметь в качестве основания оговоренные сроки оплаты. Поэтому текст должен содержать пункты, подробно описывающие условия и сроки оплаты. Как уже говорилось раньше, ответственность за невыполнение договорных обязательств оговорены в законе. Если стороны стремятся установить иные взаимные требования, они включат в редакцию новые пункты, отражающие ответственность за невыполнение работ, срыв отгрузок, пени за каждый день просрочки прочие. Но часто данный пункт выгладит как на рисунке. Любой контракт должен содержать раздел, посвященный обстоятельствам непреодолимой силы. Данный раздел говорит о том, что условия выполнения контракта могут быть опущены в случае появления внешних факторов. В договоре непредвиденные обстоятельства снимают ответственность со сторон. Главным условием здесь является необходимость своевременного извещения второй стороны о наступлении таких обстоятельств. Обычно, ближе к концу располагается информация о порядке зазрешения споров. Иногда этот раздел дополняется пунктами о том, что стороны обязуются приложить все усилия для разрешения возникающих проблем и не доводить это споры до суда. Так же этот раздел может находится рядом или быть объединен с условиями расторжения договора. В заключении необходимо разместить информацию о том, что договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой стороны и закрепить сроки действия. Договор признается заключенным с момента его подписания. Здесь важно понимать, что срок подписания и дата договора далеко не всегда совпадают. Далее следуют реквизиты сторон, содержащие название юридического лица, фактический и юридический адрес, данные о лицевом счете, БИК, ОГРН и КПП предприятия.  Под этой информацией ставятся подписи, скрепленные печатями.

Игра

Если сотрудничество имеет необходимость быть выраженным в контрактных обязательствах, всегда одна из сторон заинтересована в этом больше другой. Согласование проходит длительно, иногда с проведением неоднократных переговоров по редакции отдельных пунктов и напоминает искусную игру. Здесь важно понимать, что излишняя активность говорит о слабости, о желании побыстрее получить результат и как следствие, готовности уступать. Поэтому к процессу согласования следует относиться ответственно и понимать, что каждое ваше действие приближает либо отдаляет вас от успеха. Нужно не только грамотно составить договор, нужно так же суметь договориться о включении в редакцию всех своих требований. Заключение контракта между организациями не проходит быстро. Чем больше компания, тем сложнее её внутренний процесс проработки пунктов и тем больше людей в него вовлечено. В подписании участвуют сотрудники отделов закупок и продаж, а также юристы. Крупные компании согласуют условия договоров со всеми службами, чтобы быть уверенными в возможно исполнения. Это создает целую группу людей, которым возможно не понравятся отдельные пункты, и тогда они будут за них бороться. В результате, подписание некоторых контрактов затягивает на долгие месяцы. Процесс согласования напоминает торги, с постепенным выявлением главного и продажи неважными условиями. Вы всегда можете уходить от рассмотрения отдельных моментов, или же напротив, ставить их в центр, ставя под вопрос сам факт заключения контракта. Все зависит от того, на чьей стороне преимущество. Обычно одна из сторон понимает, что другой необходимо заключить договор в конкретные сроки, и намерено затягивает процесс согласования. Это делается для того, что в решающий момент порадовать вас невозможностью включить в контракт какие-то пункты. Будьте готовы к разным сценариям развития и постарайтесь предопределить заинтересованность ваших партнеров. Указывайте на преимущества работы с вами, рассказывайте о перспективах и будущих выгодах. Необходимо подогревать интерес и вызывать в умах ваших оппонентов чувство ответственности и заинтересованность. Если этого не получается сделать или вы не видите активности от противоположной стороны, не стесняйтесь говорить об этом. Вы всегда можете поискать других партнеров, если нынешние ведут себя безответственно. Самым важным является ваша активность, выраженная в точных и направленных действиях. Старайтесь не переусердствовать, но и не занимайте пассивную позицию. Пассивная позиция выгодна, только если вы полностью раскрепощены и можете позволить себе  заниматься согласованием недели и месяцы напролет. Четкое понимание чужих мотиваторов позволяет грамотно лавировать в переговорах и добиваться желаемых результатов.

Согласование и подписание

Договор должен быть подписан директором или другим ответственным лицом, однако помимо этого каждый из листов должен иметь подпись представителей сторон. Как правило,  это делается юристами от организации и является подтверждением того, что все листы на месте и ни один из них не был вставлен в договор уже после его подписания.  В некоторых случаях крупные компании используют даже штампик, в котором на каждом листе ставиться форма с указанием списка лиц, необходимых к подписанию. Если ваши партнеры находятся в другом городе, и вы заинтересованы приступить к работе по договору как можно скорее, вам следует знать, что нет необходимости пересылать по почте оригиналы и наедятся на скорость нашей доблестной почтовой службы. Договор признается заключенным в момент его подписания, а значит подписать оригиналы можно позже.  Можно просто включить в редакцию пункт о том, что оригиналы документов должны быть направлены второй стороне по почте в течение месяца с момента подписания. Тогда вы можете подписать оригиналы документов позже и сократить сроки начала работы, связанные с фактическим перемещением бумажек.

Похожие статьи:
Автор: Игорь Назаров

Подписаться на новости

Читайте также

2 декабря / Комментарии

8 полезных сервисов для организации сезонной торговли зимой

Начинающийся зимний сезон постоянно наталкивает на бизнес-идеи — ведь зимой мы покупаем новогодние подарки и гуляем по рождественским ярмаркам, но многие отказываются от реализации сезонных бизнес-идей, опасаясь организационных трудностей. Именно в таких случаях на помощь могут прийти давно существующие специализированные сервисы, призванные помочь начинающему предпринимателю поставить дело без лишних затрат и избавляющие от значительной части организационной рутины.

далее →

28 апреля / Комментарии

Бегом марш! Доставка пиццы бегунами

Лондонская пиццерия Sodo провела интересную акцию, в рамках которой доставка пиццы осуществлялась не машинами, не курьерами на мотороллерах, а бегунами. По мнению авторов идеи (агентство TBWA London), помимо экологичности, такой способ доставки способствует отказу получателей пиццы от чрезмерного употребления. Эдакая приправа в виде «чувства вины».

далее →

20 апреля / Комментарии

Roofstock: первый маркетплейс недвижимости, гарантированно приносящей доход

Покупка недвижимости – традиционный для наших широт способ сбережения накоплений и защиты их от всепожирающей инфляции. В общем-то, смысл в этом был, есть и, скорее всего, будет. Различные аналитики сегодня говорят, что с точки зрения сохранения денег, покупка недвижимости – не лучший выбор, но народ знает лучше, недвижка остаётся популярным предметом инвестиций. Покупают, впрочем, всё больше новое жильё. А что, если вложить деньги в недвижимость, которая сразу будет приносить доход?

далее →

29 февраля / Комментарии

HoReCa и магазин «товары для дома» в одном флаконе: ресторан, в котором продаётся всё

Если вы хотя бы с некоторой периодичностью посещаете рестораны и кафе, наверняка в том или ином заведении вам понравились столовые приборы, стулья, столы, декор на стенах и т. п. Вплоть до возникновения желания приобрести такие же вещи в свой обиход. В большинстве случаев, такое желание не находит реализации. Более активные потребители делают фотографии понравившихся вещей и ищут их потом в магазинах, спрашивают официантов/администратора о том, где были куплены интересующие их предметы, даже предлагают за них деньги и иногда получают желаемое. А что, если официально заявить о возможности купить в ресторане всё, что пожелаешь, а не только еду?

далее →

24 февраля / Комментарии

УТП: товары, которые служат долго

Конечно, нельзя говорить о том, что сегодня мы имеем ситуацию тотального перепроизводства и изобилия. Ресурсы – все без исключения, вероятно, – распределены по планете крайне неравномерно, и речь не только о природных богатствах, но и о производимых людьми товарах и услугах. Тем не менее, для многих потребителей уже очевиден тот факт, что производители намеренно задают своим товарам некий срок службы, причём далеко не всегда этот срок настолько продолжителен, насколько нам хотелось бы. Бытовая техника и электроника, автомобили, наверное, являются самыми показательными примерами этой практики. На рынке осталось не так много брендов, товары под которыми служат действительно долго. А дефицит – отличная основа для уникального торгового предложения. Так что реализации магазина, основанного на таком УТП, вероятно, следовало ожидать.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook