Что сдерживает дистанционную торговлю в России

Смотрите в каталоге
Веб-статистика
Что сдерживает дистанционную торговлю в России

Получая свою посылку, заказанную через интернет, покупатели редко догадываются о процессах, которые стоят за витриной интернет-магазина.

Чаще всего эти процессы скрыты в сознании пользователя под словом «логистика». Это правильно, но само это понятие не отражает сущности того, что и как должно происходить с момента приема заказа до доставки конечному покупателю.

К сожалению, не всегда эти процессы полностью понимают и интернет-ритейлеры. В России, согласно аналитическому агентству DataInsight, менее 100 интернет-магазинов, которые отгружают более 1000 заказов в сутки. И дело здесь не в отсутствии спроса – Россия, с ее географическими данными просто создана для дистанционной торговли, т.к. поддерживать широкий сток товаров в каждом населенном пункте нашей страны, просто невозможно. И даже не в отсутствии потенциальных покупателей – по количеству интернет-пользователей Россия на первом месте в Европе, согласно comScore. А проблемы, зачастую, интернет-магазины сами устанавливают свой порог роста, который обусловлен имеющейся у них инфраструктурой, которая ограничивает возможность резкого увеличения количества заказов. Это приводит к тому, что достигая определенной отметки, интернет-магазин просто перестает дальше расти.

Почему это происходит?

Многие привыкли винить во всем транспортную логистику до конечного покупателя, и действительно, организовать качественную доставку по всей стране архисложная задача. Основными трудностями в решении этого вопроса являются огромные территориальные расстояния и неравномерное распределение населения, а значит отсутствие прогнозируемого спроса и потока заказов. Все это приводит к тому, что организовывать транспортную магистраль в условный «Петропавловск-Камчатский» является не рентабельным. А нерегулярные поставки через цепочку посредников приводят к завышенным стоимостям и некачественному сервису, как например: посылка может приехать с большой задержкой по времени, вскрытой или смятой коробке, или вообще «потеряться» по пути. Все эти особенности online-торговли отпугивают некоторых потенциальных покупателей от совершения покупки через интернет.

Но низкий объем количества заказов, который может обработать интернет-магазин, заложен не только в транспортной логистике. Как правило, курьерские службы никогда не жалуются, что им приходится обрабатывать слишком большое количество отправлений. Наоборот, технологические мощности крупных транспортных компаний (сортировочные конвейера, загрузка магистральных фур и т.д.) используются лишь на 40-60%. Такой запас им необходим, чтобы справляться с доставками в пиковые сезоны. Но курьерские службы всегда будут рады использовать простаивающие мощности, чтобы развивать и расширять свой бизнес, лишь бы был большой поток доставок.

Так если ограничение не в отсутствии спроса и не в транспортной логистике, тогда в чем?

Помимо транспортной логистики в дистанционной торговле существует складская логистика, которая в применении к online-торговле, получила название – фулфилмент.

Фулфилмент – это все операции с товаром для дистанционной торговли: прием от поставщика, временное хранение, комплектация принятых заказов, их упаковка и отгрузка в курьерские службы.

В России очень часто вместо термина «фулфилмент» используют слово «склад», что является неправильным упрощением процессов, которые должны быть заложены в дистанционной торговле.

Основная функция склада- это временное или длительное хранение товарных позиций, а главная задача фулфилмента – это точная и быстрая обработка поступивших заказов.

И если склад – это коробка для хранения товарных позиций со специальным оборудованием внутри, то фулфилмент – это завод по производству заказов, на вход которого поступает сырьё в виде товарных позиций, а на выходе получаются упакованные заказы, которые вскоре отправятся своим будущим обладателям.

Однако в России интернет-ритейлеры редко принимают во внимание, тот факт, что для функционирования крупного интернет-магазина требуется завод по производству заказов, а не коробка со стеллажами. К сожалению, это приводит к частичному или полному отсутствию автоматизированных бизнес-процессов, таких как:

  • приемка новых партий товаров;
  • взвешивание и измерение размеров товарных позиций;
  • «умное» размещение для временного хранения;
  • быстрая, удобная и точная комплектация заказов;
  • проверка на брак;
  • подбор правильной упаковки;
  • распечатка сопроводительных документов;
  • наклейка этикеток для курьерских служб;
  • сортировка по разным транспортным компаниям;
  • отгрузка заказов.

Отсутствие этих процессов или ведение их в «полу ручном» режиме приводит к тому, что такая «складская» логистика не позволяет интернет-магазинам обрабатывать количество заказов выше определенного значения и, как правило, оно очень невысоко.

Однако позволить содержать собственный завод по обработке заказов, могут только очень крупные игроки, которых в российском e-commerce пока не так много. А значит, в России сейчас заложен огромный потенциал для появления специализированных на процессах дистанционной торговли, компаниях, которые, предоставляя высокий сервис обслуживания для online-покупателей, не будут сдерживающим фактором в развитии бизнеса для интернет-продавцов. 

Shopolog: Тема фулфилмента и аутсорсинга для интернет-магазинов с каждым днём становится всё интересней для участников рынка. Естественно, с интересом приходит много вопросов. Мы побеседовали с Денисом Кучеровым, руководителем отдела аналитики Everada и расставили небольшие акценты в вопросах фулфилмента и аутсорсинга.  

  • Денис, у нас пока весьма скромный рынок дистанционной торговли, и на нем аутсорсинговые компании пропускают через себя не более 9% отправлений. Получается, с одной стороны есть потребность в компаниях, которые занимаются фулфилментом, а с другой столь маленький процент отправлений. Чем это обусловлено?

Я думаю, что ответ очевиден, многие игроки e-commerce рынка знают о возможности аутсорсинга, все понимают на сколько это может облегчить им задачу. Они и формируют спрос на это решение.

Но когда обсуждение доходит до экономики проекта, то часто получается ситуация, когда ритейлер (пользователь услуги) не понимает почему это услуга столько стоит. Так как рынок очень молодой, то понимания этих затрат, темпов роста проекта и эффективности бизнес-процессов отсутствуют. В отличии, например, от рынка курьерской доставки, где стоимость отправления в том или ином регионе сформировалась. Мы знаем множество компаний, которые, не понимая преимущества фулфилмента, шли в проект самостоятельно и сталкивались с неизвестными процессами и скрытыми затратами. В итоге проект выходил намного дороже и становился менее эффективным.

В связи с этим, мы и видим большой спрос, но низкий процент отправлений.

  • Максим Фалдин, недавно произнёс фразу «Эта услуга(фулфилмент) не аутсорсится в отличие от доставки. Это "сердцевинный" процесс для электронной коммерции. Вообразите, что "Норникель" отдал бы на аутсорсинг производство никеля». Как Вы можете прокомментировать его слова?

Максим абсолютно прав в том, что фулфилмент является «сердцевинным» процессом для электронной коммерции. Но, отдавать его на строну можно, а в некоторых случаях даже необходимо.

Для компаний, основная компетенция которых продажи через интернет — фулфилмент, да и вообще любой процесс, связанный с дистанционной реализацией товара (разве что, кроме логистики последней мили) – это основа бизнеса. Интернет — это практически единственный способ реализации товара. Для таких компаний аутсорсинг — это чуждое понятие, которое забирает на себя слишком много ключевых бизнес-процессов.

Если мы посмотрим на компанию, которая видит интернет как дополнительный канал продаж, решения и опыта построения для которого у них нет, и никогда не было, то у них есть 2 варианта выхода в online. Первый — это инвестиции в неизвестное, в технологию, создание нового бизнеса внутри уже существующего, изменение привычных бизнес-процессов и бизнес-логики. Второй вариант — это бизнес-партнер, который имеет свою технологию, опыт и знания. Партнер, который сможет гибко настроиться на работу с товарной категорией. Мы видели множество таких вариантов на рынке, а также сами, совместно с нашими партнерами по проектам, можем послужить подтверждением данного подхода.

  • Денис, одна из главных преград на пути к аутсорсингу на мой взгляд является боязнь передавать важные процессы на сторону. Так же, смутное представление, что будет, если по какой-то причине придётся возвращать процессы на свою сторону. Ваша компания предоставляет услуги FSE (full service e-commerce) – это единое решение для дистанционной торговли. Это не просто фулфилмент, это почти все процессы интернет-магазина. Как вы можете развеять эти сомнения?

У нас нет клиентов, у нас есть партнеры. Потому что мы не предлагаем своим партнерам услугу, мы делаем совместный бизнес, где они могут расти и развиваться, вместе с ними растет и Everada.

Устанавливая подобные отношения мы максимально прозрачно показываем нашим партнерам свою работу, вместе решаем все возникающие проблемы, помогаем друг другу и находим решение для творческих задач.

При подобном сотрудничестве никто не может быть застрахован от того, что одна из сторон решит выбрать другого партнера. Это обоюдный риск и ритейлера, и провайдера услуги. Если подобное сотрудничество прекращается, то целесообразно предоставлять каждой стороне время на реорганизацию бизнес-процессов, так поступают партнеры.

  • Совсем недавно Ozon заявил, что выходит на рынок «фулфилмента». Как вы думаете, почему сейчас? Созрел рынок? Просто еще одна ниша?

Ozon несколько лет назад уже пытался выйти в e-commerce с аналогичной услугой, но их решение по какой-то причине не смогло удержаться на рынке, возможно сейчас, что это новый перезапуск. Ozon достаточно большой игрок, который может себе позволить эксперименты и расширение своего влияния на рынке электронной торговли, как в качестве продавца, так и в качестве сервис-провайдера.

  • Аутсорсинг в e-commerce и вообще в бизнесе это делегирование задач для возможности получить пространство для манёвра или экономия?

Я бы не назвал это стремлением сэкономить или выиграть немного пространства. Это возможность выйти на ранее не доступные для компании рынки, увеличить охват аудитории, увеличить канал сбыта, да что угодно. Если у компании нет ресурсов или возможности развивать новое направление, то возможно аутсорсинг — это один из надежных вариантов развития дополнительного канала продаж. Самое главное не ошибиться с партнером.

  • Денис, идеальный клиент для аутсоринговой компании, какой он в вашем представлении?

Если мы представим идеального клиента, то это обязательно компания с именем, которая является производителем продукции и имеет развитую, или развивающуюся розничную сеть в РФ. Ведь чем известнее компания/бренд, тем больше вероятность ее успеха в online.

Самое главное — это то, что провайдер сервиса принесет максимальную пользу своему клиенту-партнеру, если у того нет опыта в дистанционной торговле или этот опыт был «горьким».

Компании и сервисы: comScore
Автор: Игорь Назаров

Подписаться на новости

Читайте также

23 ноября / Комментарии

Актуальные тенденции российского рынка доставки товаров: исследование CheckOut

Эксперты Checkout провели исследование российского рынка доставки товаров(учитывались данные по отправлениям из Москвы), изучили распределение спроса и отметили ключевые тренды, региональные особенности и потенциальные риски, определяющие специфику рынка в период с начала 2014 года по настоящее время.

далее →

23 сентября / Комментарии

Логистические услуги для интернет-магазинов: мнения и ожидания клиентов

Data Insight подготовила исследование «Логистические услуги для интернет-магазинов: мнения и ожидания клиентов 2016». Оно показывает рынку потребности интернет-магазинов в логистике, возможности логистических операторов и взгляды конечных покупателей на доставку интернет-заказов.

далее →

16 августа / Комментарии

Как организовать логистику в интернет-магазине

В современном мире понятие логистики трактуется по-разному - все зависит от сложности стоящих перед компанией задач, специфики ее деятельности и прочих факторов. Несмотря на это, целью любой логистической системы является организация действий каждого из участников логистической цепи с целью эффективного выполнения задач, которые поставлены перед участниками. В этом материале разберём вопрос о том, как организовать логистику в интернет-магазине.

далее →

Возвратная логистика: проблемы и решения

Руководитель направления B2C DPD в России Сергей Егорушкин рассказал, почему неразвитость рынка возврата мешает развитию e-commerce. А представители интернет-магазинов - о том, как у них решаются проблемы с возвратной логистикой

далее →

Слияние DPD и SPSR. Что это может дать рынку

Сделка еще не завершена, более того, пока нет точной информации от представителей DPD и SPSR. Но всё же мы решили немного пофантазировать и опросить представителей отрасли на предмет того, что может дать это слияние. В целом ожидания позитивные, но есть и оправданные опасения. 

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook