Логистическое удушье

Смотрите в каталоге
Курьерские службы
Логистическое удушье

Современная дистанционка: причины стагнации

Отрасль дистанционной торговли в России переживает сегодня один из наиболее впечатляющих кризисов в своей недолгой истории. Этот кризис очевиден и малозаметен одновременно. За мишурой, шариками, конфетти и серпантином, все яснее проглядывают кладбищенские очертания. И вот вопрос — что полезнее — закрыв глаза, радостно повторять, что "мы едем, едем", или все-таки пора бить в набат, называть вещи своими именами и искать срочно пути решения проблем?

Вступление и необходимые (по мнению автора) расшаркивания

Решившись все-таки опубликовать эту заметку, я испытываю чувство неловкости. И даже (не ищите в этом слове иронии) — жалости. По отношению к тем, кто много, часто и радостно говорит о том, в какой прорывной отрасли мы работаем. По отношению к стараперам и инвесторам. Журналистскому пулу и ответственным чиновникам.

Но все-таки — давайте к содержанию…

Дистанционка в России — малюсенькая. Несмотря на весь PR, благосклонность прессы и постоянные разговоры о том, что «за интернет-торговлей — будущее».

И когда мы говорим о большом и светлом будущем, то в подтверждение этого тезиса приводятся цифры роста денежного оборота в сегменте дистанционки — а прирост денежной массы в самом деле впечатляет, по самым сдержанным оценкам, он растет не менее чем на 25% каждый год.

Но картина резко меняется, если за оценку брать не оборот денег, а оборот посылок.

Давайте сначала, в первой части заметки, посмотрим на эти цифры, а потом попробуем разобраться, почему отрасли для ее развития важнее количество продаж, чем финансовый рост.

Оборот посылок в России и мире

Какое место Россия занимает в этом плане по отношению к «остальному миру»?

В России в этом, 2012 году, общий оборот посылок составит около 107 млн. посылок.

Чуточку остановлюсь на этой цифре. Не стану детально писать, откуда она взялась — это тема отдельной статьи. Скажу для любопытных, что 5,5 млн из них — посылки из-за рубежа (4,2 — EMS), 52 млн. — Почта России.

«Самовывоз» здесь не учитывается вовсе (как его посчитать?), ну да и бог с ним — в конце концов, говоря строго, самовывоз имеет к дистанционке весьма приблизительное отношение. А все остальное — в том числе, доставленное собственными курьерами — посчитано.

Если первичный приступ любопытства удовлетворен — идем дальше.

Итак, 107 млн посылок означает, что в нашей стране на душу населения приходится 0,74 посылки в год. Неплохо. Правда, в 2009 приходилось 0,65 — какой-то не сильно впечатляющий, но все-таки — рост.

Но давайте оглянемся, что происходит в «остальном мире».

В Германии в 2011 году оборот посылок составил 1,1 млрд. То есть — 11,6 посылок на душу населения.

В Китае — около 5 млрд в том же 2011 г. На душу, соответственно, пришлось 3,2 посылки. А ведь китайцы стартовали куда как позже нас, в том же 2009 те же самые показатели были вполне сопоставимы с нами — 0,7 посылок на душу.

Наконец, соседняя Польша. Оборот посылок в 2011 г. — 220 млн., на душу — ровно 5 штук.

(Данные по другим странам, кроме России, приведены на 2011 год, а там бизнес-то тоже не стоит на месте — растет, так что, наверное, к моменту опубликования этой заметки, отставание будет еще больше).

Теперь — о «приятном». Что-то же, в сравнении с «остальным миром», должно же нас, как жителей «родины слонов» и представителей «особого пути», порадовать?

Так вот — давайте «порадуемся».

Мы — в числе мировых лидеров по количеству открытых интернет-магазинов. У нас их больше, чем, например, в Германии или в Польше.

На мой взгляд, дело в том, что интернет-магазины, существуя в системе неразвитой логистики, выполняют роль стационарных киосков, торгуя однородным товаром.

Если, к примеру, в Москве есть ИМ, торгующий настольными лампами, то ареал распространения его товара ограничен МКАД. А в соседней Рязани есть свой ИМ, торгующий точно такими же лампами, но его курьеры способны бегать только по Рязани, забегая, может быть, разве что еще в соседний городок Рыбное. Между Москвой и Рязанью есть Коломна, где есть свой ИМ, торгующий точно тем же, по точно той же причине, по какой в соседнем в Коломной более маленьком Воскресенске есть точно такой же, но — местный — магазинчик.

А есть, кроме упомянутых, еще огромное количество городов и городков по всей России с тем же ассортиментом.

Будь мы Германией и работай мы не с Почтой России, а с Дойче Пост, таких ИМ на всю страну было бы много — пять, а скорее всего, еще меньше, и располагались бы они — если выбирать из вышеописанных населенных пунктов — в Коломне, потому что там — дешевле.

Но мы живем так, где живем, и работаем с теми, кто живет тут же.

Почему оборот посылок для развития рынка — более важный показатель, чем оборот денег

Наверное, совсем уж коротко можно ответить на этот вопрос — потому что без развитой логистики рынка дистанционки не существует вовсе.

Наверное, придется все-таки (при всей лени и неохоте) развернуть этот тезис…

На чем строится рынок посылочной логистики? Правильно — на обороте. Чем больше посылок — тем ниже себестоимость обработки каждой низ них. Послать тысячу посылок из Москвы в Самару — неплохая (по прибыльности) задача для логистической компании. Отправить по тому же маршруту одну — просто горе горькое.

Если борт (любой, что это за борт — оленья упряжка или авиалайнер — придумайте для себя сами) везет одну посылку, то себестоимость ее доставки — фантастическая. Если тот же самый борт везет тысячи (ну — пусть сотни, цифры здесь не так уж важны), то себестоимость, соответственно, кратно уменьшается. То есть задача любого перевозчика — неустанно работать над повышением оборота, в данном случае — оборота посылок. Хорошо работает перевозчик — оборот увеличивается, себестоимость снижается, иногда (как это происходит в почтах некоторых стран) это позволяет снижать тарифы. Работает плохо — себестоимость растет, перевозка посылок становится убыточной, компания разоряется.

Кроме этого, снижение объемов оборота отрицательно сказывается на скорости доставки. Ну, в самом деле — зачем гонять тот самый пресловутый борт ежедневно, если он недогружен? Может, стоит дождаться, когда в этом направлении хоть какие-то грузы появятся? Так и по себестоимости несколько получше показатели смотреться будут, да и, в конце концов — оленя жалко.

Вообще-то это все — азбучные, любому логистику (да и вообще любому здравомыслящему человеку) понятные истины.

Кроме, наверное, нашей почты.

Потому что ежегодно, уже много-много лет, почта ставит перед государством одну и ту же задачу — разрешите нам повысить цены, нам нечем почтальонам платить зарплаты!

Дальше (ежегодно, более 10 лет подряд (!!!) происходит одно и то же — цены поднимаются, оборот почтовых отправлений — падает, денежная масса, таким образом, не увеличивается, а почтальоны как жили, так и живут себе с зарплатой… нет, зарплата — растет. Выросла же с 3,5 тысяч рублей до 4,5 тысяч! И еще обещали 13% прибавку! Ну, не сразу — со временем, конечно.

При таких вот зарплатах почтальонов, (ну, для сравнения — в Швейцарии, стране, правда, очень дорогой для проживания, почтальон зарабатывает 6–7 тыс. швейц. франков), низкой стоимости энергоносителей (в сравнении с той же Европой) и прочими нашими «преимуществами», посылочные тарифы у нас выше среднеевропейских в 1,5 — 2 раза. Достаточно еще одного, самого легонького нажима — и пересылка Почтой России выйдет за границы рентабельности.

Мне иногда кажется, что я и мои коллеги — единственные сторонние наблюдатели этой многолетней свистопляски на граблях… И мнение зрителей самих исполнителей никак не интересует.

Почему я начал именно с почты? Ну, просто потому, что Почта России по сей день остается самым крупным игроком на этом рынке. Почти 50% доставки ВСЕГО посылаемого в стране — это, согласитесь, очень хороший показатель (в 2009 году было 95%). Кроме того, на сегодня это пока единственный игрок на отечественном рынке, которому по силам обслужить отдаленные и малонаселенные городки и деревеньки, и, наверное, он надолго таким игроком останется.

Здесь я хочу притормозить немного и спросить — надо ли специально, отдельной главой, что-то писать о почте, или перейдем к альтернативке? О Почте России можно писать долго, умной и бесполезно, о EMS можно и вовсе не писать — ее нынешнее состояние, на мой взгляд, абсолютно неописуемо.

В общем, если нужно — скажите, вставим главку, а пока посмотрим, что происходит с альтернативными доставщиками.

Завершая эту главу, хочется подчеркнуть простое — если логистик работает на повышение оборота отправляемого, то он в состоянии заработать сам, предоставить качественную услуги клиенту по приемлемым ценам и сделать доставку в максимально сжатый срок.

В противном случае он непременно, как огурец, помещенный в банку с рассолом, станет Почтой России.

Есть ли в России альтернатива «Почты России»

А в самом деле, не махнуть ли нам рукой на государственную услуги и не создать ли что-то свое — такое, для людей — полезное?

Ну не получается у нас, как в Германии, просто сдать посылку на почту, если появилась у нас такая потребность, и уснуть себе спокойно, зная, что посылка эта ОБЯЗАТЕЛЬНО будет у адресата уже завтра.

Кстати, успешный проект создания альтернативы «официальной» почте зародился именно в Германии. Когда-то (более 25 лет назад) почта там мало отличалась от Почты России. Ну, не от сегодняшней почты России — от сегодняшней, как раз, очень сильно отличалась — а от нашей почты 15-летней давности. Так на свет появилась компания «Гермес», которая сегодня работает в большинстве европейских стран, и по совокупному обороту посылок превосходит любого, в отдельности взятого, национального почтового оператора.

У нас такие попытки делались многими «дистанционщиками» — как только компания достигала определенных масштабов, руководству, как правило, стандартно и стабильно приходила в голову мысль о том, что «мы и сами с усами». Пока — констатируя факт — не получилось ни у кого в отдельности. Несмотря на то, что пробовали — лидеры рынка, компании с очень большими оборотами посылок. Но даже самого большого оборота в отдельно взятой дистанционной компании было недостаточно для того, чтобы общий посылочный оборот оказался бы на уровне, отличающем себестоимость доставки от почтовой в лучшую сторону.

Призывы создать «народную почту», т.е. скинутся совместно на структуру, которая стала бы акционерным обществом, консолидирующем посылочные потоки лидеров рынка, успехом тогда не увенчались — у каждого уже был «на ходу» свой собственный проект, каждый лелеял надежду на то, что у него что-то, да получится… Это я рассказываю о событиях 5–7-летней давности, когда заметных интернет-магазинов практически не было, а балом правили каталожники. А сегодня та же самая картина повторяется и у интернет-магазинов. Наверное, стоит какое-то время подождать, пока и эти пузырики полопаются, и вернутся к разговору о «народной почте».

Впрочем, свято место пусто не бывает, и «свободные» от почты 50% рынка быстро и довольно успешно заполняются другими компаниями. Кто-то из них берет скоростью доставки, кто-то — ценой, кто-то — сервисными возможностями.

Например, не уверен, что стоит как-то отдельно писать о постоматах, но их в стране появилось довольно много, и растут они, как грибы, и конкурируют с другими видами доставки чрезвычайно успешно.

Помнится, выступая на нашей традиционной »Distance selling in Russia» весной 2010, когда Почта России царила в доставке, я рискнул предположить, что через 2–3 года логистическая «картина мира» («мира» в узком смысле слова — наблюдаемого нами пространства) разительно изменится, мы получим большую когорту новых, качественных, более сильных, чем имели тогда, логистических компаний и новые формы доставки. Частично это как-то воплотилось в жизнь, ну и…год до «завершения предсказания», все-таки, еще есть).

О бедном покупателе замолвим…

Прежде чем замолвить словечко о покупателе, хотелось бы вернутся к «стартовому вопросу» — откуда, при очень скромном, невидимо ползущем росте оборота посылок вдруг так быстро (чуть ли не быстрее всех в мире) растут финансовые показатели? Я писал в начале статьи о ежегодном минимальном росте «денежного вала» в 25%, а оптимисты говорят и о росте в 45%.

Давайте разбираться (если мы принимаем все эти денежные взрывы на веру), в чем тут дело.

Понятно, что — инфляция.

Очевидно, что — рост накладных расходов.

Естественно, что — повышение средних доходов и, как следствие, повышение среднего чека (наш средний чек приближается к «среднемировым»).

И еще — за счет вымывания из интернет-магазинных витрин дешевых товаров и насыщения этих витрин товарами более дорогими.

Причина одна — резкий рост стоимости доставки и, как следствие, «покупательское отторжение» — психологически сложно заказывать товар, стоимость доставки которого будет сопоставима (или приблизится) к стоимости самого товара.

«Повинны» в этом не только рост тарифов, но и нормативные почтовые документы, которые изменили дефиниции почтовых отправлений.

Миникейс (не удержусь, чтобы не рассказать): компания продает балетную обувь. Когда-то, когда бизнес этот только начинался в России — в 2005-м, пара балеток стоила 200 рублей, доставка (бандероль) — 12.50, спрос (у нас вся страна танцует!) сумасшедший, цена у конкурентов в офф-лайн на аналогичного качества товар- 350, и бизнес как-то шел себе…

Сегодня пара балеток стоит 250 (инфляция), а доставка — 107 (это уже не бандероль, а — посылка!). Спасибо конкурентам — у них аналог стоит 450–500, но платить за товар стоимостью 250 107 за доставку… это уж — извините.

О товарах стоимостью ниже указанной даже говорить грустно…

В Германии когда-то провели исследование покупательских ожиданий и выяснили, что платить больше 3 евро за доставку покупатель считает невозможным. С тех пор там доставка в 3 евро — чуть ли не верхний предел доставки вообще, все компании, и почта — в первую очередь, ориентируются на эту цену как на предел возможного, понимая при этом, что стоит им только опустить эту ценовую планку, как благодарные покупатели тут же увеличат их почтовый оборот (стем самым тут же снизив, как мы уже говорили выше, себестоимость доставки), заказывая массово дешевые товары. О том, что товары дешевые продаются в большем количестве, чем дорогие, наверное, и говорить не стоит — любой маркетолог (и не маркетолог) это и так знает.

Возможно, нам, как рынку, тоже необходимо такое исследование. Не уверен, что оно как-то откроет глаза Почте России, но явно будет полезно для остальных участников рынка — а это уже больше 50% всего, доставляемого сегодня.

Выводы?

Я даже и не знаю, нужны ли тут какие-то выводы.

Вывод о том, что отвратительная (да простят меня все участники этого рынка) логистика сегодня является главным тормозом для развития «дистанционки», мне кажется, сегодня вполне очевиден абсолютно всем. Характерно, что один из чрезвычайно активных и довольно известных на рынке граждан, еще год назад чуть ли не криком кричавший, что «доставка никого вообще не интересует» (правда-правда, было такое), сегодня уверенно, как собственное, выстраданное знание, говорит в выступлениях, что это и есть проблема номер один на рынке.

Но это уже так, попутные мелочи — как заметки фенолога, а мы ведь и без фенологов замечаем, что зима — пришла.

Поэтому никаких особых, неожиданных выводов из этой заметки — не будет.

И так понятно, что нам больше всего мешает работать.

Давайте заставлять нашу почту — работать.

Или — давайте создавать свою, «народную почту», в качестве альтернативы существующему вакууму.

Автор: Александр Иванов, Президент НАДТ.

Компании и сервисы: EMS
Автор: Игорь Назаров

Подписаться на новости

Читайте также

23 ноября / Комментарии

Актуальные тенденции российского рынка доставки товаров: исследование CheckOut

Эксперты Checkout провели исследование российского рынка доставки товаров(учитывались данные по отправлениям из Москвы), изучили распределение спроса и отметили ключевые тренды, региональные особенности и потенциальные риски, определяющие специфику рынка в период с начала 2014 года по настоящее время.

далее →

23 сентября / Комментарии

Логистические услуги для интернет-магазинов: мнения и ожидания клиентов

Data Insight подготовила исследование «Логистические услуги для интернет-магазинов: мнения и ожидания клиентов 2016». Оно показывает рынку потребности интернет-магазинов в логистике, возможности логистических операторов и взгляды конечных покупателей на доставку интернет-заказов.

далее →

16 августа / Комментарии

Как организовать логистику в интернет-магазине

В современном мире понятие логистики трактуется по-разному - все зависит от сложности стоящих перед компанией задач, специфики ее деятельности и прочих факторов. Несмотря на это, целью любой логистической системы является организация действий каждого из участников логистической цепи с целью эффективного выполнения задач, которые поставлены перед участниками. В этом материале разберём вопрос о том, как организовать логистику в интернет-магазине.

далее →

Возвратная логистика: проблемы и решения

Руководитель направления B2C DPD в России Сергей Егорушкин рассказал, почему неразвитость рынка возврата мешает развитию e-commerce. А представители интернет-магазинов - о том, как у них решаются проблемы с возвратной логистикой

далее →

Слияние DPD и SPSR. Что это может дать рынку

Сделка еще не завершена, более того, пока нет точной информации от представителей DPD и SPSR. Но всё же мы решили немного пофантазировать и опросить представителей отрасли на предмет того, что может дать это слияние. В целом ожидания позитивные, но есть и оправданные опасения. 

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook