Анализ конкурентов

Смотрите в каталоге
Маркетплейсы
Анализ конкурентов

Shopolog says: лучше, конечно, провести анализ конкурентов до фактического открытия, чем впоследствии (с удивлением) обнаружить сильных игроков на вашем поле. Однако многие позиции, представленные в этом материале, подразумевают, что этап создания интернет-магазина уже позади. Тем не менее, советы полезны и в том случае, если вы только планируете запуск.

Анализ конкурентов, может быть, не рассматривается многими как обязательный этап в создании/работе интернет-магазина. Однако отрицать важность изучения тех, с кем вам придется «гоняться», глупо. Позиция «у нас конкурентов нет» оправдана в том случае, если вы предлагаете что-то абсолютно уникальное (как Virgin Galactic, например). Даже абсолютное финансовое и маркетинговое превосходство не оправдывает игнорирования конкурентов: всегда найдется маленький, локальный интернет-магазин, в котором на местном уровне продают аналогичный вашему товар, часто — по более высоким ценам, но все-таки продают. А если присмотреться, то наверняка найдутся и более крупные конкуренты.

Зачем надо проводить анализ конкурентов? Есть как минимум четыре причины.

  1. Чтобы понять положение своего интернет-магазина на рынке.
  2. Чтобы увидеть стратегию конкурентов: что они делали в прошлом, что делают сейчас, что планируют предпринять в будущем.
  3. Чтобы обосновать собственную стратегию в конкурентной борьбе, причем обосновать ее на основе собранной информации, а не просто догадками и предположениями.
  4. Чтобы определить тех, с кем можно «погоняться». Если вы работаете не в очень узкой нише с десятком конкурентов, лучше выбрать тех, с кем вы будете сравнивать свои показатели, так как стремление победить сразу и всех может привести к неоправданным затратам. Всему свое время.

Вещает Shopolog.ru

Итого, весь процесс можно разбить на определение конкурентов, их изучение, и собственно анализ.

Определение основных конкурентов

Этот шаг — основа для последующих действий, так что времени на определение основных конкурентов следует потратить достаточно много. Увидев тех, с кем можно целенаправленно конкурировать, вы зададите границы для остальных этапов анализа. Вопросы, на которые следует найти ответы на этом шаге:

Какие интернет-магазины продают то же самое, что и я?

Здесь все достаточно просто: введите в том же Яндексе ключевые запросы вида «интернет-магазин [книг, бытовой техники, канцелярский и т.д.]», и вы получите обширный список конкурентов. Также следует изучить нишу на Яндекс.Маркете и в Товарах@mail.ru. Еще стоит пробежаться по популярным каталогам интернет-магазинов, хороший список которых приведен в блоге InSales.

Какие интернет-магазины появляются в поисковой выдаче по интересным мне запросам?

Соответственно, введите в поисковые системы интересные вам поисковые запросы и запротоколируйте результаты выдачи.

С кем мой интернет-магазин сравнивается чаще всего?

Если фаза создания интернет-магазина для вас уже позади, попробуйте поискать сравнения в отзывах покупателей на тематических форумах, типа форума покупателей на maginfo.ru. В частности, там есть ветки, в которых покупатели хвалят и ругают интернет-магазины (ругни, конечно, больше… пора повышать качество обслуживания клиентов). Прямых сравнений может и не быть, но не исключено, что вы найдете положительные или отрицательные отзывы на те интернет-магазины, которые появляются рядом с вами в поисковой выдаче. Если вы только планируете открыть интернет-магазин, определите для себя, с кем вы хотите, чтобы вас сравнивали. Цельтесь в самых крупных, конечно, но в то же время оценивайте свои шансы реально и подберите те интернет-магазины, на уровень которых вы сможете выйти в обозримом будущем.

Изучение основных конкурентов

Успешно выполнив описанные выше действия, вы получили список конкурентов. Пришло время присмотреться к ним. Ищем ответы на следующие вопросы.

Каков уровень цен в интернет-магазинах моих конкурентов?

Действия очевидны: смотрите цены у конкурентов, сравниваете со своими. Не исключено, что в процессе у вас возникнет желание найти нового поставщика товара с целью сделать цены в своем интернет-магазине более привлекательными. Не сопротивляйтесь этому желанию, но не приступайте к его исполнению сразу же. Сейчас на повестке дня — анализ конкурентов.

Как конкуренты работают со скидками/купонами/спец. предложениями?

Полноценный ответ на этот вопрос можно получить только после месяца-другого отслеживания деятельности конкурирующего с вами интернет-магазина. Однако и в первом приближении вы можете получить информацию. Например, ваш конкурент может снижать цены на самые популярные товары. Или на те товары, которых на складе осталось мало. Или же спец. предложения в его интернет-магазине привязаны к календарю (праздники). Или он предпочитает снижать цену на пакетные предложения (купи это и это в одном флаконе, получишь интересную скидку). Или… В общем, обращайте внимание на все, что связано с ценой. Почему скидки и прочие ценовые инструменты имеют значение? Потому что потребитель их ждет, и своим ожиданием ставит условия конкурентной борьбы. Речь не о том, чтобы постоянно снижать цены, однако совсем без скидок обойти конкурентов будет очень сложно.

Какие способы доставки предлагаются в интернет-магазинах конкурентов?

Доставка в интернет-магазине — один из самых важных вопросов. Обязательно посмотрите, какие способы доставки предлагают ваши конкуренты, и во что обходится доставка покупателю. Возможно, таким образом вы найдете перевозчика с привлекательными для вас расценками. Или же обнаружите, что конкурент готов бесплатно доставлять товары покупателям при соблюдении определенных условий (например, если стоимость заказа превышает определенный уровень). Все нюансы следует принять к сведению.

Каков дизайн интернет-магазинов конкурентов?

Дизайн интернет-магазина имеет большое значение. Хотя бы потому, что он вызывает те или иные эмоции, а большинство решений — в том числе и о покупках — принимается «на эмоциях». Если внешний вид витрины приятен большинству посетителей, шансы на увеличение продаж повышаются. Обратите внимание на общие черты в оформлении сайтов конкурентов: насколько отражена в дизайне специфика продаваемых товаров, учтены ли особенности целевой аудитории (возраст, род занятий), какие оригинальные дизайнерские решения применены. Также проанализируйте расположение смысловых блоков на главной странице, странице категории и странице товара. Что превалирует — фото или текст? На что ставится акцент в описании товара? Где расположена кнопка «В корзину»?

Насколько удобны интернет-магазины конкурентов?

Юзабилити интернет-магазина и его дизайн — дисциплины смежные, однако исследовать их лучше отдельно друг от друга. Проведите простейший тест юзабилити: найдите интересующий товар и оформите заказ. В процессе обращайте внимание на то, что вам кажется удобным (хлебные крошки, удобный доступ к рекомендуемым товарам и т.п.) и наоборот (запутанный процесс оформления заказа, мелкий шрифт и т.д.). По возможности привлеките к юзабилити-тестированию маму:)

По каким ключевым запросам продвигаются интернет-магазины конкурентов?

SEO интернет-магазина, его поисковая оптимизация — популярная составляющая. Оптимизаторы, конечно, позиционируют этот процесс как исключительно важный, ключевой для успеха интернет-магазина. Однако поисковая оптимизация, в первую очередь, приводит к росту трафика, а для интернет-магазина важны не посетители, а покупатели, конверсия. При этом полностью сбрасывать SEO со счетов не стоит. Используйте, например, этот сервис, или просто откройте исходный код страницы, чтобы увидеть ключ. слова, по которым конкуренты попадают (или стремятся попасть) в топ поисковой выдачи. Эти слова будут присутствовать в TITLE, МЕТА-тэгах и заголовках (H1 и так далее). Можно сделать то же самое и для страниц категорий и хотя бы некоторых товаров. На стадии определения конкурентов вы изучали поисковую выдачу. Теперь сможете оценить эффективность SEO-усилий конкурентов и наметить собственную поисковую стратегию.

Анализ конкурентов

Вы получили некоторый объем информации о своих конкурентах. Теперь можно свести данные в простейшую матрицу. Она может выглядеть так:

Критерий/Адрес конкурентаконкурент1.ruконкурент2.ruЦеныСкидкиДоставкаДизайнЮзабилитиSEO

Сравнивайте свой интернет-магазин и продающие сайты конкурентов. В тех случаях, когда конкурент находится в более выигрышной позиции, ставьте в ячейку минус. Если ситуация в вашем магазине лучше, ставьте плюс. Более-менее равные позиции не отмечайте никак — оставляйте ячейку пустой. Рядом с плюсами и минусами можно писать комментарии и идеи, если они моментально приходят в голову.

В результате всех действий вы получите информацию о своем положении на рынке, а также положении, методах и стремлениях конкурентов. Что даст вам эта информация? Основу для разработки плана развития вашего интернет-магазина. Руководствуясь данными, а не предположениями и догадками, вы сможете выработать более эффективную стратегию, реализация которой повысит прибыльность вашего интернет-магазина.

Компании и сервисы: Товары@Mail.Ru, InSales, Яндекс.Маркет
Автор: Антон Терехов

Подписаться на новости

Читайте также

31 октября / Комментарии

Создание эффективной маркетинговой команды в e-commerce

Как известно в успехе бизнеса весьма значительную роль играет маркетинг. В этом материале практики e-commerce делятся своим рекомендациями и опытом по созданию команды, которая обеспечивает эффективный маркетинг.

далее →

14 сентября / Комментарии

Каких специалистов не хватает рынку e-commerce?

Развитие рынка e-commerce требует квалифицированных кадров. SHOPOLOG провел опрос, чтобы выяснить – каких же специалистов не хватает. И вот что говорят эксперты и участники рынка

далее →

Чем запомнится ECOM Expo`16

25-26 мая в Москве в пятый раз прошла крупнейшая в России и Восточной Европе выставка технологий для e-commerce -  ECOM Expo`16. Свои сервисы для интернет-магазинов под крышей двух смежных павильонов КВЦ "Сокольники" представили более 200 экспонентов, среди которых - Сбербанк, 1C, "Яндекс.Маркет" и многие другие. Выставку посетили за два дня более 6 тысяч владельцев интернет-магазинов и специалистов в области интернет-торговли.

далее →

Мошенники в сети: как распознать фальшивый интернет-магазин

Сегодня мошенничество является самым распространённым преступлением в интернете. Заманивая клиентов, некоторые интернет-магазины делают виртуальными не только витрины, но и цены, а порой и сами товары! В связи с этим, проблема быть обманутым, весьма актуальна для каждого из нас. Итак, давайте разберёмся, как проверить интернет-магазин на подлинность и вовремя распознать мошенников.

далее →

11 февраля / Комментарии

ТОП 30 публикаций за 2015 год

За 2015 год в нашем издании было опубликовано более 500 статей на совершенно разные тематики: от сугубо отраслевых, до тем касающихся общих аспектов ведения бизнеса. На самом деле выбрать и выделить из них наиболее лучшие сложно, поскольку каждая несёт ценность для своего читателя, но мы все же постарались.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook