Обсуждение с экспертами январских новостей в e-commerce
Наши эксперты: Алексей Прыгин, исполнительный директор «МаксиПост»; Анна Саломатова, коммерческий директор Payture; Максим Алексеев, партнер логистической компании «Точка-Точка»; Елена Букина, руководитель компании BoostE по маркетингу и ускорению интернет-магазинов; Надежда Живора, финансист, консультант по покупке-продаже бизнеса, бизнес-коуч; Юрий Семашко, директор по маркетингу кэшбэк-сервиса «Мегабонус»; Станислав Романов, OMNI Solutions; Михаил Барабаш, руководитель направления CRM и программы лояльности «Джинсовой симфонии»; Татьяна Глазачева, исполнительный директор Robokassa (проект Robo.market)...
Mail.Ru Group запускает таргетинг по интересам к покупке детских товаров
Елена Букина, руководитель компании BoostE по маркетингу и ускорению интернет-магазинов
Все мы помним случай, когда аналитики сети магазинов «Target» разработали модель, позволяющую определить, беременна ли девушка и на какой стадии. Mail.Ru, конечно, запоздали с технологией, но все равно молодцы! В будущем рекламодателям придется задуматься о распределении бюджетов на кампании. Если раньше такими гибкими настройками могли похвастаться ВКонтакте и Яндекс.Директ, то теперь у нас явно третий игрок. Неоспоримый плюс Mail.Ru в том, что цены за клики не перегреты, и конкурентов не так много, как в первых двух источниках.
«220 Вольт» протестировала доставку заказов на машинах каршеринга
Алексей Прыгин, исполнительный директор МаксиПост
Очень неоднозначное начинание, больше похожее пока на PR-акцию. Его экономическая целесообразность неочевидна. Любая инициатива должна быть выгодной, а не просто интересной и необычной. На текущий момент есть три варианта «заполучить» автомобиль для доставки: купить свой автопарк, взять в лизинг или нанять курьеров с личными автомобилем. Я вот сильно сомневаюсь, что себестоимость каршеринга на один рабочий день будет ниже, чем во всех этих вариантах. И потом – как обеспечить доступность необходимого количества машин для курьеров возле склада «220 вольт»? Как рассчитать точное время доставки с учетом того, что машины могут находиться на разном расстоянии от точки отправки курьера? В общем, пока «вау» говорить рано. Сначала надо посчитать экономику.
«Утконос» и «ВкусВилл» объявляют о начале сотрудничества
Надежда Живора, финансист, консультант по покупке-продаже бизнеса, бизнес-коуч
Растущий спрос на продукты здорового питания толкает интернет-гипермаркеты на поиск партнеров, готовых обеспечить их свежими продуктами.
Сотрудничество «Утконоса», лидера в области доставки продуктов, с компанией «ВкусВилл», лидера в сфере обеспечения покупателей свежими и натуральными продуктами, на фоне роста тенденции к здоровому образу жизни выглядит закономерным. «Утконос» получает качественного партнера-поставщика, «ВкусВилл» – качественную платформу по распространению своей продукции.
Полагаю, что в будущем мы увидим еще немало альянсов, призванных соединить поставщиков качественной продукции с компаниями, обладающими логистическими платформами.
AppMetrica поможет оценить эффективность ремаркетинг-кампаний
Юрий Семашко, директор по маркетингу кэшбэк-сервиса «Мегабонус»
В данный момент AppMetrica - одно из лучших решений на рынке мобильного трекинга. Приятно наблюдать за развитием этого продукта, особенно приятно то, что они прислушиваются к мнению пользователей, собирают обратную связь на https://vote.appmetrica.yandex, и добавляют актуальный функционал в продукт.
Мы в «Мегабонус» основной упор в использовании AppMetrica делаем на привлечение новых пользователей в продукт и взаимодействуем с ними с использованием push и email-инструментов, однако в ближайшее время планируем протестировать новый функционал AppMetrica для оценки ремаркетинговых кампаний.
Интернет-магазин Ozon запустит доставку еды из кафе и ресторанов
Алексей Прыгин, исполнительный директор МаксиПост
В России сейчас бум eGrocery, который начался около двух лет назад. На фоне умеренного роста eCommerce, сегмент доставки еды выступает однозначным драйвером: этой отрасли пророчат рост на ближайшие пять лет в 1,5 раза — с 2,2% до 3,3%. Неудивительно, что этот сегмент привлекает логистов.
Сейчас в доставке еды два очевидных лидера: Яндекс.Доставка и Delivery Club. Если у Озона получится, он будет третьим. Почему бы нет, тем долее то бизнес-модель уже отработана конкурентами. Но надо учитывать, что для Озона – в отличие от первых двух, это непрофильный бизнес, это - не логистическая компания, а интернет-магазин, поэтому бросить все силы на освоение сегмента ему вряд ли удастся.
Надежда Живора, финансист, консультант по покупке-продаже бизнеса, бизнес-коуч
Рынок доставки готовой еды в России перевалил за 1,5 млрд долларов. Доля online-сегмента тем не менее, составляет всего около 1%, поэтому ожидается усиления тренда на рост количества online-сервисов по доставке готовой еды как в столице, так и в регионах.
Поскольку еда – товар капризный, требующий безупречной логистики и мощных IT-процессов, данный шаг видится вполне логичным для компании Ozon. Он предоставит возможность монетизировать доступ к своей обширной клиентской базе и задействовать компетенции своей логистической службы, процессы которой отточены за годы работы на рынке доставки непродовольственных товаров.
Для небольших ресторанных сетей сотрудничество с таким гигантом как Ozon несёт огромные преимущества с точки зрения маркетинга и продаж, а также экономии на логистической службе и IT-инфраструктуре, поскольку Ozon берет на себя привлечение новых пользователей и клиентскую поддержку.
Максим Фалдин переводит интернет-магазин дорогой детской одежды Little Gentrys в режим «эконом-плюс»
Елена Букина, руководитель компании BoostE по маркетингу и ускорению интернет-магазинов
Если мы посмотрим на динамику интересов к детским товарам в Яндексе, то увидим, что ниша стабильна, не наблюдается роста или падения. Более того, в прошлом году темп онлайн-продаж превысил офлайн в 4 раза! То есть теоретически Максим Фалдин прав в своем решении.
Вопрос в другом: на рынке уже присутствуют более сильные игроки, которые расширяют свои позиции и давно завоевали любовь покупателей. Плюс целевая аудитория со средним и с высоким чеком – это не одно и то же. Как поведут себя те 6000 человек, которые привыкли покупать товар дороже и более высокого качества? Возможно, все 100 тысяч придется набирать с нуля, в этом случае при стоимости, например, 200 руб. за клиента выходит 20 млн. руб. только на привлечение.
Amazon начал тестировать доставку заказов автономными роботами Scout
Максим Алексеев, партнер логистической компании «Точка-Точка»
Амазон уже не впервые тестирует что-то подобное. Ранее они пробовали запустить программу с дронами, а также — функцию попадания курьера в дом без участия получателя.
Судя по ролику, Scout вмещает в лучшем случае 5-6 обувных коробок, при условии, что внутри установлен небольшой электромотор. Следовательно, у такого робота и запас хода тоже невелик. В целом, я не вижу в этом ничего инновационного. Опыт проходит на очень небольшой территории в округе Снохомиш (штат Вашингтон, США). То есть это такой «домашний» эксперимент: там живет несколько тысяч человек, из них в лучшем случае 5% покупателей.
Смотря ролик, я не увидел, откуда именно выезжает робот. Во-первых, он должен где-то загружать товары, следовательно, для этого должен быть либо склад, либо перехватывающий пункт, где Scout берет посылки. Во-вторых, последняя миля курьера обычно предполагает контакт с получателем. В ролике женщина выходит к тому моменту, как Scout подъезжает к двери. Не совсем понятно, откуда она узнала, что робот подъехал. Далее открывается крышка, женщина берет первую попавшуюся коробку. Как при этом происходит идентификация? Она ничего не прикладывает, не набирает код на смартфоне. У меня очень много вопросов даже по самому ролику.
Большой город предполагает множество препятствий: помимо встречных людей существует целый ряд объектов инфраструктуры, которые должны быть внесены на карту, используемую роботом. К тому же, в районе, где проводился эксперимент, все дома одноэтажные. А что, если необходима доставка на 2 этаж? Также непонятно, как этот робот справляется с климатическими и дорожными проблемами: сугробами, дождями и ямами.
Я думаю, что для экономичной последней мили эта технология не подходит и относительно характеристик посылок. Доставить габаритную вещь с помощью Scout невозможно. Строение робота предполагает серьезные требования к дорожной поверхности — она должна быть ровной. Кроме того, Scout работает только в дневное время, потому что не имеет возможности распознавать объекты в темноте.
«Мираторг» закрыл свой онлайн-магазин признав его неэффективным
Станислав Романов, OMNI Solutions
Интернет-магазин «Мираторга» изначально ограничил себя регионом работы. Но этот ход вполне понятный. В пределах столицы и в МКАД у него были шансы показать свою эффективность. Но вот стоимость доставки, мне кажется, очень впечатляла покупателей. Бесплатно магазин предлагал доставить только заказы от 3000 рублей.
Мне сложно оценить, сколько семей готовы регулярно покупать себе мясной продукции на такую сумму. Потому что иначе им пришлось бы платить за доставку от 299 до 500 рублей. Многое зависит от продуманных сценариев, но хорошо известно, как платная доставка отпугивает онлайн-покупателей. Достаточно взглянуть на реакцию клиентов «Яндекс.Еда», для которых ввели платную доставку. Те покупатели, которые покупают мясо раз в неделю, но не на 3000 рублей, получается должны отдать за доставку до 2000 рублей в месяц. Спорный выбор для клиента.
Михаил Барабаш, руководитель направления CRM и программы лояльности «Джинсовой симфонии»
Продукты питания – активно развивающийся сегмент в онлайн-торговле. Однако, не все категории продуктов могут одинаково хорошо продаваться через Интернет. Многие продукты мы покупаем, исходя только из наименования и цены, однако при выборе стейков, которые составляли основной ассортимент интернет-магазина «Мираторга», важен внешний вид конкретного куска, так как один и тот же стейк может выглядеть по-разному. В России не так развита культура потребления говядины, чтобы средний российский потребитель смог бы доверить этот выбор кому-то, кроме себя.
К тому же, заказывая еду, клиент предпочтет сделать получить комплексный заказ, а не только мясо. Поэтому проще приобрести продукцию «Мираторга» на сайтах крупных торговых сетей
Интернет-магазин OZON примет участие в тестировании системы быстрых платежей
Татьяна Глазачева, исполнительный директор Robokassa (проект Robo.market)
Система быстрых платежей – само по себе позитивное начинание. С точки зрения потребителя, СБП обещает стать быстрее, удобнее и дешевле, нежели расчеты через традиционные банковские системы. Идентификация плательщика планируется простой и понятной – по номеру телефона, электронной почте, аккаунту в соцсетях и другим привычным каналам.
Далее, по замыслу, транзакции в рамках СБП между счетами в разных банках будут облагаться нулевой (либо крайне символической – от 1 до 6 рублей) комиссией. Звучит привлекательно, однако и это нельзя назвать очевидным новшеством. Тот же «Тинькофф Банк» уже сейчас не берет комиссии за переводы в сторонние банки. А вот мгновенный характер транзакций, невзирая на выходные и праздники, без возможных задержек со стороны банков (стандартные 3 дня), может действительно стать весомым доводом в пользу СБП.
Интерес магазина OZON к этой теме понятен – крупнейшие торговые онлайн-площадки заинтересованы в том, чтобы предоставлять пользователю максимальный выбор способов оплаты. Однако платежи по сценарию С2B заработают только с середины 2019 года, и комментировать потенциальные результаты пока рано. В первые месяцы после запуска СБП переводы будут производиться только между физическими лицами. Думаю, на старте не избежать технических недочетов, и именно от работы над ними будет зависеть будущее проекта.
Центробанк сообщил долю платежей по картам «Мир» на российском рынке
Анна Саломатова, коммерческий директор Payture
Мы действительно отмечаем рост использования карт «Мир»: если в январе 2017 года доля платежей ими у наших клиентов составляла 1%, то к январю 2019 года возросла до 7%. Также мы видим, что эта динамика отличается в разных отраслях. Например, в e-travel и ритейле доля карт «Мир» достигает 7-8%, в то время как в доставке еды — 4%, а такси — всего 1%.
Если раньше прием карт «Мир» был отдельной опцией, сейчас он стал «мастхэв» для e-commerce в России — когда мы подключаем онлайн-платежи клиенту, эта возможность есть по умолчанию. Большой вклад в распространение внесли сами интернет-магазины и АО «НСПК». Так, один наш клиент проводил глобальную кампанию, где при оплате картами «Мир» в первый месяц предполагался повышенный кэшбэк 15%, а во второй месяц — скидка 15% при покупке билетов в кино. По итогам кампании мы зафиксировали рост числа транзакций с использованием карты «Мир» с 6% до 10-12%, и уже несколько месяцев после окончания акции их доля продолжает держаться на уровне 11-12%.
При этом мы можем отметить ряд факторов, которые сдерживают рост использования карт «Мир». Во-первых, АО «НСПК» ограничивает применение карт при рекуррентных платежах. Есть ряд отраслей, где по коду MCC запрещается использование автоматического списания с карты, хотя карты других платежных систем не имеют таких ограничений. Очевидно, это сделано в интересах владельцев карт и с целью снизить число чарджбэков. Однако в результате в тех отраслях, где рекурренты являются основой финансовой модели бизнеса (например, ряд сервисов по подписке), доля карт «Мир» стремится к нулю. Другой такой фактор — невозможность использования карты в Apple Pay и аналогичных сервисах. А эти сервисы стремительно набирают популярность в России: по нашим данным, с помощью Apple Pay и Google (сайт нарушает закон РФ) Pay на январь 2019 года совершается 24,5% всех онлайн-оплат. Когда эти проблемы решатся, мы прогнозируем резкий скачок использования карт «Мир», которые станут доступнее и удобнее для держателей карт.
Татьяна Глазачева, исполнительный директор Robokassa (проект Robo.market)
По статистике Robokassa, в онлайне доля карт МИР уже заметно увеличила свое присутствие в сравнении с прошлым периодом: 10% от общего оборота по банковским картам в 2018 году против 0,9% в 2017 году! У платежной системы есть отличные шансы на внутреннем рынке, если она будет предпринимать активные шаги для выхода в интернет, создавая программы лояльности и выгодные предложения для активных онлайн-пользователей.
На международном рынке есть весьма успешные примеры развития собственных платежных систем – китайская UnionPay стала в полном смысле глобальной, ее картами можно расплачиваться в 174 странах мира, из которых больше 50 стран являются эмитентами. В России, например, сеть приема карт UnionPay превысила 85%: 715 000 торгово-сервисных «точек» принимают их к оплате, а 100 тысяч банкоматов – выдают по ним наличные. Другой пример – американская Diners Club, которая создавались для внутренних расчетов по стране, но затем переросла национальный уровень и превратилась в глобальный бренд. Карты этой платежной системы на данный момент принимают в 207 странах мира.