Алексей Петровский: законопроект об интернет-агрегаторах - вредная удавка для рынка

Смотрите в каталоге
Маркетплейсы
Алексей Петровский: законопроект об интернет-агрегаторах - вредная удавка для рынка

После некоторого перерыва в Минэкономразвития опять начались обсуждения возможные изменения правил работы товарных агрегаторов, в том числе Яндекс.Маркет, Price.ru,AliExpress и eBay. В закон «О защите прав потребителей» могут внести поправки,согласно которым агрегаторы должны будут нести ответственность перед покупателями за неверную информацию о товаре.

Первые поправки в закон «О защите прав потребителей» подготовил Роспотребнадзор прошлым летом, инициатором выступила Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Изначально к агрегаторам предлагалось применить те же нормы, что и к обычным магазинам. В частности, это подразумевало, что агрегатор должен предоставлять покупателям только достоверную информацию и оплачивать всю сумму ущерба, если информация неверна. Иначе говоря,покупатели получали бы возможность жаловаться не только на магазины, но и на агрегаторы. Сейчас обсуждается третья версия правок, причём она ближе к первой.

Однако собравшиеся представители индустрии не смогли договориться о размере такой ответственности и даже не пришли к общему выводу, нужна ли она вообще. Главный аналитик Price.ru Алексей Петровский, присутствовавший на встрече, поделился на своей странице в Facebook впечатлениями (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена) о ней:

Был на этом заседании. Отмокаю. Лучшее шоу недели.

Светлану Валентиновну хочется обнять и плакать. Чистое солнце, страдающее за потребителя и прозрачность рынка.

Похоже, ей не ведомо, витающей в высоких юридических материях - кто выступал лобби, какая предполагаемая и истинная мотивация.

Кратко, по пунктам:

  • самоназываемые товарные агрегаторы - под действие закона не подпадают (под юридическое определение);
  • если товарный агрегатор (или лучше - агрегатор товарных предложений, который не обладает экземпляром товара у себя на складе) работает по 38-ФЗ по закону у рекламе - то претензий у РПН нет (это прерогатива ФАС);
  • если товарный агрегатор торгует (принимает через себя заявку и платёж в пользу продавца, перечисляя деньги на счёт после вручения) - то всё не подпадает под проект закона;
  • законопроект имеет профилактическое и предупреждающее действие;
  • председательствующий В.А. Живулин - современный человек, неплохо понимающий, что нормы права отстают от бурно развивающихся технологий;
  • Мухина утверждала, что если закопопроект не пройдёт - РПН объявит товарные агрегаторы мошенниками и будет информировать потребителей, что ими пользоваться не надо;
  • представитель МВидео согласился, что сайт МВидео подпадает под определение Агрегатора; ох-хо-хо;
  • упоминание того, что из ассоциации АКИТ вышли eBay и Викимарт - Соколовым и Тагиром были восприняты болезненно;
  • юридические аргументы представителей Яндекс звучали привычно;
  • количество жалоб потребителей на покупки в интернет-магазинах составило что-то в районе 170 штук (ОпЗПП). Наверное, для них этого много;
  • моя позиция: размер рынка, составляющий от всего ритейла всего 2.7% - не требует регулирования в ближайшие два года.
  • рынок электронной коммерции развивается быстрее традиционного ритейла. Китайцы в России развиваются быстрее российского е-коммерса.
  • МВидео (как представитель АКИТ) как устаревающий формат - по году упал на 5.5%. Алиэкспресс выраз в два-три раза.
  • доля членов АКИТ по рынку е-коммерс составляет не более 23% (Федоров декларирует 40%). Это приличная доля, но оффлайновые плечи им важнее.
  • мутные формулировки в законопроекте имеют множественную интерпретацию; в понятие "агрегатор" может быть слито всё, что не подпадает под другие определения - что может привести к непредсказуемым последствиям в отношениях с сервисными компаниями, принимающими платёж (банки, эквайеры, логисты, фулфилмент, рекламные каналы во всём своём разнообразии).
  • основное качество товарного агрегатора, без которого невозможно его выживание - возвратность посетителя и покупателя по году. Возвращается, пользуется - значит, есть ценность, есть отношения, есть лояльность.

Моё заключение по законопроекту: вредная удавка для рынка

Компании и сервисы: Wikimart, Яндекс.Маркет, Price.ru, М.видео

Читайте также

6 декабря 2022 / Комментарии

Сравнение и анализ популярных сервисов доставки продуктов

Data Insight опубликовал исследование, где сравнил популярные сервисы доставки продуктов. В исследовании определили параметры доставки продуктов, существенные для пользователя при экспресс-доставке продуктов и сравнили сервисы доставки и магазины с собственной курьерской службой по выделенным параметрам.

далее →

31 августа 2022 / Комментарии

Рынок онлайн продажи продуктов: динамика заказов и эволюция прогноза на 2022 год

Data Insight анонсирует новый выпуск ежемесячного бюллетеня, посвященного развитию eGrocery в России. В нем раскрываются основные цифры, характеризующие рынок онлайн продажи продуктов за июль 2022 года.

далее →

23 августа 2022 / Комментарии

E-commerce рассылки: анализ вовлеченности и кликов

Специалисты компания Bluecore изучили более 35 млрд email-кампаний и выяснили, что самый большой уровень вовлеченности в email-рассылках показывают приветственные письма — их Open Rate достигает 46,7%.

далее →

11 августа 2022 / Комментарии

Программы лояльности и аналитические системы российских ритейлеров: тренды, антитренды и перспективы рынка

Эксперты компаний Кошелёк и Direct Service изучили программы лояльности и аналитические системы российских ритейлеров, обсудили тренды и антитренды, узнали как в целом они оценивают развитие рынка, какие строят планы на 2022.

далее →

4 августа 2022 / Комментарии

Тренды, аудитория и трафик российских маркетплейсов

Чтобы лучше понимать возможности площадок для селлеров и покупателей, эксперты компании iConText Group изучили самые крупные российские маркетплейсы.

далее →