Data Insight. Доставка в пункты выдачи заказов и постаматы

Смотрите в каталоге
Услуги для бизнеса

Data Insight публикует исследование «Доставка в пункты выдачи заказов и постаматы» — при поддержке генерального партнёра Boxberry и партнёров исследования 5 post, CDEK и PickPoint. В 2019 году ПВЗ и постаматы стали основным каналом доставки интернет-покупок и по-прежнему сохраняют лидерство. Развитие сетей ПВЗ и постаматов — один из самых интересных сегментов рынка логистики для электронной торговли.

Основные результаты исследования:

В первой половине 2020 года покупатели получили самостоятельно 265 млн заказов — 68% от всех посылок. У лидера рынка, Wildberries, доля заказов, доставленных через ПВЗ и постаматы составляет 90%.

Как и доставка до двери, возможность забрать товары самовывозом — это стандарт. Этот канал используют 94% крупнейших магазинов и 90% остальных.

По оценке Data Insight, общее количество точек с разными адресами у 25 компаний, вошедших в исследование, — более 50 тысяч. 38% приходится на классические ПВЗ, 33% — постаматы, 27% — выдача в магазинах (как в специально организованных ПВЗ, так и на кассах).

Абсолютное большинство всех точек выдачи магазинов и логистических компаний (92%) расположено в городах. 38% точек приходится на ЦФО, а на Дальний Восток и Северный Кавказ — всего по 2%.

Сети ПВЗ и постаматов по-прежнему бурно развиваются. Крупные игроки могут подключать несколько десятков новых точек в неделю.

Ключевые тренды

Выдача товаров через пункты выдачи заказов и постаматы — основной канал доставки из интернет-магазинов, поэтому неудивительно, что этот сегмент быстро развивается. По оценкам экспертов, в ближайшее время рост продолжится. Все крупные игроки намерены развивать свои сети дальше: увеличивать количество точек, подключать партнеров, экспериментировать со схемами работы и форматом пунктов выдачи.

Партнерства

В настоящее время многие крупные игроки развивают свои сети независимо, стремясь открывать в первую очередь уникальные пункты выдачи. Основная причина этого — брендинг, стремление сделать свои точки узнаваемыми. Однако тренд на сотрудничество набирает силу. Например, Wildberries, которая до 2020 года использовала только собственные пункты выдачи, за короткое время увеличила свою сеть почти в 3 раза, подключив постаматы PickPoint и 5Post.

За период с весны 2019 по осень 2020 общее количество точек выдачи с разными адресами выросло на 47%, а суммарное количество точек, которые предлагают разные операторы, — на 108%, что тоже показывает развитие партнерств между компаниями.

Региональное развитие

Слабое развитие в регионах — одна из основных проблем российской логистики в целом. У сетей ПВЗ и постаматов тоже есть значительный перекос: практически все сети существенно более развиты в Москве, чем в других крупных городах, и слабо развиты в сельской местности. Открывать точки выдачи по всей России своими силами сложно, поэтому существенно возрастает значимость сотрудничества с ритейлейрами, у которых уже есть магазины в разных регионах.

Улучшение качества доставки

В ПВЗ и постаматах изначально предлагался более высокий уровень сервиса, чем при курьерской доставке до двери. В большинстве из них уже давно реализованы возможности оплаты разными способами — и картой и наличными, есть примерочные и столы для проверки оборудования. Важнейшая проблема, возникающая при доставке до двери, — отсутствие узкого временного интервала, и, как следствие, необходимость ждать курьера в течение долгого времени — для ПВЗ и постаматов неактуальна, поскольку прийти за заказом можно в течение всего дня.

При этом качество доставки в ПВЗ тоже постоянно растет. В первую очередь это касается двух основных условий, влияющих на удовлетворенность покупателей: удобство расположения и график работы. Практически все компании, открывая новые точки, устанавливают как минимум десятичасовой рабочий день с работой в выходные и праздничные дни.

Помимо этого, сокращаются сроки доставки в ПВЗ и совершенствуется система уведомлений.

Появление новых форматов пунктов выдачи

По мере расширения сетей ПВЗ и поиска новых партнеров, а также благодаря комбинированию разных возможностей появляются новые форматы ПВЗ. Учитывая рост электронной торговли в целом, можно прогнозировать открытие пунктов выдачи в сетевых организациях любого типа — от кафе и ресторанов до станций общественного транспорта.

Развитие и модификация самих пунктов выдачи

Развитие пунктов выдачи как самостоятельных объектов идет в двух направлениях.

Во-первых, компании начинают предъявлять больше требований к доступности и внешнему оформлению помещения. Например, помещение для ПВЗ Wildberries должно быть расположено только на первом этаже, с отдельным входом и круглосуточным доступом. Площадь не менее 80 м2 , высота потолков — от 2 м 30 см. Открытая планировка и наличие санузла. Ozon требует светлое и опрятное помещение не менее 20 м2 с потолками от 2 м 50 см. Вход на уровне земли, при расположении в торговом центре обязателен лифт.

Во-вторых, увеличивается количество услуг, доступных в ПВЗ. В первую очередь это услуги, которые так или иначе связаны с получением и отправкой посылок: различные способы оплаты, отправка посылок, возвраты, осмотр и проверка оборудования. Однако появляются и ПВЗ, в которых можно получить и нелогистические услуги — например, ксерокопирование. Это связано с поиском новых помещений и моделей сотрудничества. Можно предположить, что в дальнейшем могут появиться ПВЗ, удовлетворяющие самые разные бытовые потребности.

Одно из негативных последствий пандемии коронавируса — в уменьшении количества пунктов выдачи с возможностью примерки. Большинство новых пунктов, которые открываются в конце 2020 и начале 2021, такой возможности не предоставляют.

Ограничения и сдерживающие факторы

Несмотря на большую популярность у покупателей и магазинов, доставка самовывозом не сможет полностью заменить курьерскую доставку до двери.

  • Доставка в пункты выдачи и тем более в постаматы не подходит для крупногабаритных товаров, причем крупногабаритных скорее в бытовом значении, чем в профессиональном. В данном случае к крупногабариту относится всё, что неудобно нести в руках до дома, в том числе регулярные бытовые заказы — объемные упаковки корма для животных, подгузники, тяжелые продуктовые заказы, бутылки с водой, расходные материалы для офисов.

    Пункты выдачи для крупногабаритных заказов существуют, но в основном у транспортных компаний и ориентированы либо на разовые, сравнительно редкие, покупки конечных потребителей, либо на B2B — выдачу купных партий товара дилерам или оптовым покупателям. Кроме того, при самовывозе из терминала транспортной компании покупателю нужно будет самому организовать доставку крупного товара до своего дома (для этого может понадобиться специальный транспорт) и поднять его на этаж (для этого могут понадобиться грузчики).
  • Существуют специальные модели доставки, к которым практически не применимы ПВЗ и постаматы. Например, смысл срочной (меньше чем за час) доставки продуктов или готовой еды — в том, что продукты доставляют непосредственно до двери. Если бы заказчик был готов выходить из дома, он мог бы совершить аналогичную покупку в ближайшем продовольственном магазине. Другой пример — доставка цветов или подарков на адрес другого человека возможна только курьером до двери.
  • Самовывоз предполагает возможность человека выйти из дома и добраться до того или иного пункта. Всегда остаются покупатели, которым это неудобно по различным причинам — ограниченная возможность перемещаться, болезни, маленькие дети, сложный график работы. Они будут использовать доставку в ПВЗ только при условии действительно близкого расположения — например, постамат в том же подъезде или ПВЗ в соседнем доме.
  • У постаматов и пунктов выдачи есть пропускная способность. В постамате она ограничена количеством ячеек, в пункте выдачи — площадью, на которой могут храниться посылки. Срок хранения в ПВЗ и постаматах составляет в большинстве случаев несколько дней. Поэтому в моменты пикового спроса покупатели могут сталкиваться с недоступностью наиболее удобных точек. Чтобы этого не происходило, компании планируют развитие сетей исходя из прогнозируемого трафика.
  • Многочисленные требования к местам, в которых могут быть расположены ПВЗ, ограничивают их количество. С одной стороны, они должны быть удобными для получателей: находиться рядом с жилыми домами и недалеко от остановок общественного транспорта, желательно иметь отдельный вход — причем подходящий для людей с ограниченными возможностями. С другой стороны, ПВЗ должен быть удобен и для машин, которые привозят товары, — то есть обеспечивать круглосуточный подъезд и возможность разгрузки. Еще одно условие, о котором приходится помнить, — расположение точек других сетей.

    При дальнейшем расширении спектра услуг и улучшении условий оснащение каждого ПВЗ начинает обходиться всё дороже. Поддержать новые технологические проекты при бурном росте сетей также становится сложно.
Компании и сервисы: СДЭК, PickPoint, 5Post, СДЭК, Boxberry
Автор: anna_l

Читайте также

31 августа / Комментарии

Рынок онлайн продажи продуктов: динамика заказов и эволюция прогноза на 2022 год

Data Insight анонсирует новый выпуск ежемесячного бюллетеня, посвященного развитию eGrocery в России. В нем раскрываются основные цифры, характеризующие рынок онлайн продажи продуктов за июль 2022 года.

далее →

23 августа / Комментарии

E-commerce рассылки: анализ вовлеченности и кликов

Специалисты компания Bluecore изучили более 35 млрд email-кампаний и выяснили, что самый большой уровень вовлеченности в email-рассылках показывают приветственные письма — их Open Rate достигает 46,7%.

далее →

11 августа / Комментарии

Программы лояльности и аналитические системы российских ритейлеров: тренды, антитренды и перспективы рынка

Эксперты компаний Кошелёк и Direct Service изучили программы лояльности и аналитические системы российских ритейлеров, обсудили тренды и антитренды, узнали как в целом они оценивают развитие рынка, какие строят планы на 2022.

далее →

4 августа / Комментарии

Тренды, аудитория и трафик российских маркетплейсов

Чтобы лучше понимать возможности площадок для селлеров и покупателей, эксперты компании iConText Group изучили самые крупные российские маркетплейсы.

далее →

Кто и как продает на маркетплейсах в России

Платформа для роста онлайн-продаж Тинькофф eCommerce в рамках аналитического проекта Tinkoff Data провела исследование российского бизнеса в сфере eCommerce и составила портрет продавца, торгующего на маркетплейсах.

далее →