Data Insight: Электронная торговля в России 2014
На РИФ+КИБ 2014 Фёдор Вирин представил аналитический доклад о состоянии рынка электронной торговли в России на 2014 год. Предлагаем ознакомиться с основными данными из доклада.
Ключевые цифры
- Объем рынка 520 млрд.рублей, рост за год + 28%
- Покупки за рубежом — 150 млрд. рублей
- Более 200 000 интернет-магазинов в России
- В России 30 миллионов интернет-покупателей Рост за 2013 год + 30%
- 70% новых покупателей живут за пределами Москвы
Рост рынка интернет-торговли
- Рынок рос очень быстро в первом полугодии. Несмотря на замедление темпов роста в третьем и четвертом квартале, рост рынка в 2013 был выше, чем в 2012 году.
- Даже в долларах рынок вырос в 2013 незначительно больше чем в 2012. Мы констатируем в 2013 году убыстрение темпов роста рынка.
- Цифровые товары растут быстрее, чем материальные товары. При этом основной объем цифровых товаров – билеты на поезд и самолет. Именно они являются локомотивом рынка.
Дополнительно (оценка)
- Покупки за рубежом (в зарубежных интернет-магазинах): 150 миллиардов рублей
- Корпоративные покупки (покупки юридическими лицами в интернет-магазинах): 100 миллиардов рублей
- Бронирование гостиниц и покупка туров (но не билетов) через интернет: 60 миллиардов рублей
- Покупки скидочных купонов на товары и услуги на сайтах-купонаторах
Интернет-торговля в регионах
- Другая аудитория интернет-покупателей: ниже доход, моложе, меньше опыт использования интернета
- Другие мотивации выбора конкретного магазина и в пользу ecommerce в целом
- Ниже уровень конкуренции (федералы, слезьте с пьедестала)
- Этот рынок ближе к классическому западному ecommerce (большая доля предоплат)
- Этот рынок дальше от классического западного (большая доля самовывоза)
Поведение потребителей
Количество магазинов
- Признаки интернет-магазина есть на 9% «живых» доменов в зоне Ru
- Всего более 200 тысяч доменов имеют признаки интернет-магазина
- Более 200 000 сайтов Рунета имеют признаки интернет-магазина
- Посещаемость более 20 уников в день имеют 80 тысяч магазинов в Рунете на начало 2014 года
- 97% этих магазинов мы относим к длинному хвосту. В среднем они получают онлайн единицы
заказов в неделю - На этот «длинный хвост» приходится 10% заказов в Рунете
- В большинстве товарных категорий длинный хвост не содержит значимого объема заказов
Текущая ситуация и прогнозы
Нулевой рост по посещаемости
Индикаторы и симптомы
- Нулевой рост посещаемости
- Недобор в среднем к плану 20%
- Рост среднего чека – но исключительно за счет изменения валютных курсов
- Очень разные результаты по «соседним» магазинам и сегментам; противоречивые сигналы
Темпы роста YOY
I квартал 2013: курс доллара -3%* & оптимизм = рекордный рост +30% I квартал 2014: курс доллара +10%* & опасения & высокая база начала 2013 г. = замедление роста e-commerce
Объем рынка 2014
- Ускорение темпов роста в рублях
- Опережающий рост авиа и ж/д билетов
Рост интернет-торговли в начале 2014
- Снижение курса рубля привело к увеличению общей стоимости покупки, но к некоторому уменьшению общего объема заказов
- Из-за бума покупок в начале 2013 года, а также неповышения зарплат в течение всего года у населения истощился запас денег (финансовая подушка), что в момент экономико-политического кризиса начала года привело к резкому снижению потребительской активности
- При сохранении стабильности в текущей экономико-политической ситуации, общий рост за 2014 год будет выше, чем в 2013, в первую очередь за счет роста курса доллара. Рост рынка в долларах при среднегодовом курсе 37 рублей будет ниже 15% YOY
- Мы предполагаем дальнейшее опережение темпов роста цифровых товаров (билетов в первую очередь) над материальными товарами.
Презентация с доклада: