Data Insight и eBay: динамика розничного экспорта товаров через интернет
Data Insight и eBay представили новое совместное исследование, которое рассказывает о состоянии рынка экспорта материальных товаров из России за 2017-2018 год и сравнивает с данными, полученными в исследовании прошлого года.
Согласно результатам исследования за два года произошел почти двукратный рост объема рынка онлайн розничного экспорта и его объем по прогнозам Data Insight достигнет 746 миллионов долларов США (в 2016 году он составил 430 млн долларов США).
Количество отправленных товаров в 2017 году составило 8,5 миллионов отправлений, а на конец 2018 года ожидается более 11 миллионов отправлений.
Количество экспортных отправок растет и у крупных интернет-магазинов, и у маркетплейсов, где ведут продажи средние и мелкие экспортеры. Динамика маркетплейсов выше, и их вклад в общее число экспортных отправок растет.
За 2 года вклад средних и мелких экспортеров, которые ведут онлайн продажи через маркетплейсы и осуществляют доставку при помощи почтовых операторов, вырос с 15% отправок в 2016 году до 36% по прогнозу на конец 2018.
За 2017-2018 год доля стран СНГ в структуре российского товарного онлайн экспорта выросла до 40% с 32%. Товарооборот со странами дальнего зарубежья вырос на 54% за 2 года, а со странами СНГ — более чем удвоился (114%). Драйвером опережающего роста стали крупные интернет-магазины: Wildberries, LaModa, KupiVip, которые вкладывают ресурсы в освоение соседних рынков.
Доли Беларуси и Украины в российском онлайн экспорте за 2 года выросли на 30-35%, достигнув 19% и 8% соответственно. При этом доля США осталась неизменной на уровне 17%, а доли большинства западных стран сократились.
Экспортеры о перспективности направлений розничного экспорта
В Беларусь и Казахстан
- Растущая интернет-аудитория
- Большая русскоязычная аудитория
- Национальные интернет-платформы не покрывают покупательский спрос
- Высокий спрос на российские товары
- Отсутствие таможенной очистки
- Сниженные таможенные платежи
В США
- Большой рынок
- Наличие платежеспособного спроса
- Продвинутое отношение к онлайн торговле
- Много эмигрантов из России
- Низкая стоимость российских товаров в долларах
- Низкая стоимость доставки
- Беспошлинный ввоз заказов до $800
«Одежда и обувь» сохранила за собой лидерство и забрала 36% выручки от общего объема экспортируемых товаров. Второе место разделили «Электроника» (14%) и «Товары для дома и интерьера» (14%). Замыкает тройку категория «Коллекционные товары» с 10% общей выручки.
Самыми быстрорастущими категориями оказались «Электроника и бытовая техника» и «Косметика», показав прирост выручки на 5% и 3% соответственно.
86% отправлений средних и мелких компаний-экспортеров выполняются Почтой России. 14 % пользуются другими операторами. Более 30% экспортеров экспресс-доставкой, а 20% доставляют товары зарубежному партнеру / представителю по каналам для оптовых поставок.
Оценки для исследования были сделаны аналитиками Data Insight на основе данных, предоставленных представителями рынка кросс-бордерной интернет-торговли, а также в ходе онлайн-опроса селлеров на платформе eBay (сентябрь 2018, 1711 анкет).