Data Insight: интернет-торговля в России 2018
Data Insight выпустила итоговое исследование электронной торговли за 2018 год, в который включены данные по аудитории интернета, b2c и c2c рынкам в России, розничному онлайн-импорту и экспорту, мобильным покупкам, продажам через соцсети, а также по российским интернет-магазинам и онлайн-покупателям.
Основные тренды из исследования
Интернет-торговля растет за счет числа заказов, однако средний чек падает.
Наблюдается рост числа онлайн-покупателей по мере накопления их опыта использования интернета, опытные — покупают чаще
Особенности российского рынка:
- гиперконцетрация ритейлеров в Москве,
- фрагментированная инфраструктура логистики
- большая доля самовывоза из магазинов и ПВЗ
- слабые позиции международных игроков
- высокая доля кросс-бордера
- высокие ожидания покупателей по скорости доставки
- преобладание оплаты при получении
Интернет-торговля в России, прогноз на 2019-2023 год
Каждый год объём прироста рынка интернет-торговли увеличивается: 5 лет назад он рос на 100 млрд. рублей в год, в 2018 году вырастет на 185 млрд.
При сохранении существующих трендов к 2023 году рынок вырастет более чем в 2 раза до 2,4 трлн. рублей при среднегодовых темпах роста 16% (2019-2023 гг.)
Количество потребителей, совершающих покупки только в российских интернет-магазинах и покупающих также в зарубежных магазинах примерно равно. 15% потребителей совершали покупки только на зарубежных сайтах.
Основной тренд 2017-2018 годов в логистике — рост доли самовывоза. Ключевая причина — увеличение числа точек самовывоза и снижения стоимости их услуг, то есть повышение качества услуги самовывоза.
Быстрее всего доставляются продукты питания и медицинские товары. Дольше — книги и диски
Тренды и предпочтения в доставке
- Москва: преобладает курьерская доставка
- Петербург и другие крупные города: самовывоз
- Последние 2-3 года — стремление к постепенному усреднению предпочтений по городам и регионам
- За пределами мегаполисов: Почта России
Для молодежи до 25 лет смартфон — устройство № 1 для онлайн-покупок. Для других категорий граждан доля мобильных покупок тоже высока:
- 26% среди пользователей с онлайн-стажем от 5 до 10 лет
- 26% среди жителей небольших городов 30-100 тыс. чел.
Особенности мобильных покупок
Смартфоны
- Каждая четвёртая мобильная покупка (27%) — со смартфона*.
- Смартфон используется для 53% онлайн-покупок (но только в 11% — это единственное устройство).
- Использование смартфона для покупок в первую очередь зависит от возраста.
- Среди покупающих с мобильных большинство делает это не потому что удобно, а потому что смартфон всегда под рукой.
Мобильные покупки
- Мобильные покупки — это 2 отдельных «мира»: покупки через приложения и покупки через мобильный браузер.
- У покупок через приложения самая активная и платёжеспособная аудитория, высокая лояльность, высокая конверсия, доминирование нескольких продавцов.
- У покупок через мобильный браузер низкая конверсия, низкий средний чек.
- Мобильные покупки большинству неудобны(доля ответов «удобно покупать — 31% для смартфона и 73% для компьютера).
Интернет-магазины в России в 2018 году
- Всего не менее 300 тыс. сайтов с функционалом интернет-магазина (около 9% «живых» доменов в зоне .ru)
- Только ~2000 интернет-магазинов получают более чем 20 заказов в день
- Менее 10 000 магазинов получают более 5 заказов в день
- Только 80 000 магазинов имеют посещаемость больше 20 человек в день.
Два крупнейших (по количеству заказов) интернет-магазина растут в 4 раза быстрее рынка и в 2 раза быстрее, чем они сами росли в прошлом году.