Data Insight: как российский eCommerce прожил 2016 год
Компания Data Insight подвела итоги 2016 года в российском eCommerce и рассказала, что происходит на российском рынке, какие факторы особо чувствительно влияют на него.
Основные результаты года
- На рынок выходят агрессивные оффлайновые сети и универсальные магазины/ маркетплейсы.
- Мобильная аудитория оказывает заметное влияние на рынок. Больше 40% продаж через мобильные.
- Основными инвесторами в ecommerce являются оффлайновые сети.
- Прогноз: увеличится объем рынка и доли онлайна в ритейле.
- Кросс-бордерные покупки показали быстрый рост и низкий средний чек.
Что происходит на рынке
- Рынок развернулся к росту: временные явления кризиса в головах пользователей стали новой реальностью, и поведение покупателей вернулось к норме;
- Все иностранные продавцы ушли с рынка кроме Китая, который на этот рынок выходит как вместе с инфраструктурой и будет торговать товарами из России;
- На рынке новый тип игроков: агрессивные оффлайновые сети, у которых есть много денег, доступ к аудитории в оффлайне, возможностями omni и другим подходом к конкуренции;
- На рынке новый тип игроков: универсальные магазины/маркетплейсы с бесконечной полкой и огромной аудиторией, с которой они умеют работать эффективно.
Что влияет на рынок
- Рост мобильной аудитории (в том числе mobile- only). По итогам 2016 года >40% продаж на рынке через мобильные Аутсорс логистики и фулфилмента (позволяет выйти на рынок без знаний и опыта работы). По итогам 2016 года основной рост – оффлайновые игроки;
- Новые каналы продаж (маркетплейсы, инстаграмм (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена), соцсети, приложения). Mail.ru покупает DeliveryClub за 100 миллионов. Изменение законодательной базы (торговля алкоголем и лекарствами, фискализация, кроссбордер, проверка посылок, выравнивание условий);
- Основные инвесторы в ecommerce – оффлайновые сети: как пример, Техносила покупает e96.ru Технологии Performance рекламы, включая компетенции агентств, существенно (в разы) увеличивают эффективность маркетинга интернет-магазина (а бюджеты магазинов, в свою очередь постоянно растят технологии);
- Рост опыта использования интернета потребителями - основной драйвер роста рынка сегодня Рост доли банковских карт с бонусами разного рода: приводит к увеличению платежей по картам и росту.
Ключевые новости eCommerce
В Государственную думу внесен законопроект о торговле алкоголем в Сети. Согласно документу, для продажи алкоголя через Интернет нужно будет получать специальную лицензию.
Мультиканальный ритейлер Техносила объявил о покупке 100% акций крупнейшего онлайн- гипермаркета Урала E96.ru. Это крупнейшая сделка по размеру аудитории в интернет-торговле Рунета.
Минэкономразвития вынесло отрицательное заключение на законопроект Роспотребнадзора об ответственности товарных агрегаторов в Интернете за качество товаров и услуг, приобретаемых с помощью их сайтов.
Яндекс принимает решение о выделении своего товарного агрегатора Яндекс.Маркет в отдельную компанию. Переход компании в новое юрлицо закончился в 2016 году.
Онлайн-магазин Юлмарт запустил круглосуточный сервис доставки заказов клиентам. Услуга доступна жителям Москвы, доставка осуществляется в течение нескольких часов после заказа.
Яндекс.Маркет закончил тестирование модели оплаты за покупки и перевел на новую модель все товарные категории. В июне по CPA работает - 10% от общего числа магазинов. Часть крупных магазинов уходит или сокращает объемы.
Онлайн-магазин Ozon начинает принимать заказы на доставку товара из-за границы. Доставку пользователям будет осуществлять логистический оператор Mainex из Германии.
C 1 сентября Почта России и ФТС в рамках поручения Правительства запустили эксперимент по реализации технологии упрощенного оформления товаров, пересылаемых на экспорт в международных почтовых отправлениях.
Amazon запустил Buttons, кнопки, позволяющие заказывать товары для дома без захода в приложение или на сайт ритейлера.
Новые белорусские лимиты теперь выглядят так: стоимость посылки €22 (вместо €200) и вес 10 кг (вместо 30 кг). За все, что с выше, белорусам придется заплатить пошлину.
В США сразу в четыре раза повышен порог беспошлинного ввоза товаров из иностранных интернет-магазинов - с $200 до $800.
Китайская Alibaba Group запустила "Российский павильон" на своей основной площадке e-Commerce в Китае - Tmall Global.
Владимир Долгов – Глава eBay, глава Google (сайт нарушает закон РФ) Россия, глава OZON – человек, который оказал на российский ecommerce рынок огромное влияние умер в ноябре 2016 года.
Полная презентация "eCommerce в России 2016: Итоги года"