«География продаж косметики»: данные по продажам, заказам и доставке
Data Insight и Leomax при поддержке Pim Solutions выпускают отчет «География продаж косметики» об особенностях онлайн-заказов и интернет-доставки косметики на территории Российской Федерации. Данные охватывают вторую половину 2020 — первую половину 2021 года.
Исследование включает данные по долям продаж и заказов, среднему времени и расстоянию доставки, типу оплаты (предоплата или постоплата), виду доставки («до двери» или пункта выдачи заказов).
Основные результаты
Москва и Санкт-Петербург являются лидерами абсолютного потребления товаров из категории «Косметика» — на них приходится более 26% продаж по всей России (в рублях) и более 27% заказов.
Краснодар, Челябинск и Санкт-Петербург являются лидерами относительного онлайн-потребления косметики (3,0; 2,3 и 2,2 соответственно), которое характеризуется как соотношение доли количества заказов (ко всем заказам, содержащим косметику) к доле населения города (ко всему населению России). При этом индекс потребления товаров категории «Косметика» в онлайн почти для всех анализируемых 17 городов выше среднероссийского (1,0).
В покупке косметики основной пик пришелся на декабрь. Снижение интереса к товарам категории наблюдается в сентябре, январе и мае-июне.
В большинстве исследуемых городов основной пик продаж категории «Косметика» приходится на декабрь 2020, затем весной 2021 снова наблюдается небольшое увеличение объема продаж. Заметным исключением является Омск.
В большинстве исследуемых городов в октябре и декабре 2020 наблюдается заметное повышение доли предоплаченных заказов. Исключения — Красноярск, Новосибирск, Омск и Санкт-Петербург.
Среднегодовая доля предоплаченных заказов для категории «Косметика» в исследуемых городах имеет разброс от 43% до 54%.
Санкт-Петербург — лидер по доле самовывоза (74%). В целом, в исследуемых городах самовывоз заказов категории «Косметика» является более предпочтительным, чем доставка «до двери».
Москва — лидер по доле доставки «до двери» (36% заказов).
В январе среднее время доставки заказов незначительно увеличилось до 4,9 дней (в среднем по исследуемым городам). Доля доставки «до двери» повышается с ростом среднего чека (не считая дорогих заказов). В августе и январе-феврале к доставке «до двери» обращаются реже, чем в среднем за год.
Данные включают заказы как предоплаченные, так и постоплаченные, с доставкой как в пункты выдачи заказов (ПВЗ), так и «до двери».
Методика
- Для построения отчета использовались данные по доставке онлайн-заказов компании Pim Solutions, данные по географии, связанных с трафиком сайтов и поисковых запросов (wordstat.yandex.ru, top.mail.ru и т.п.). Оценки распределения заказов по регионам рассчитаны в компании Data Insight.
- Данные по онлайн-заказам охватывают рынок интернет-доставки по всем регионам России и включают в себя более 93 млн сделанных заказов. Такой объем данных позволил исследователям произвести корректные оценки величины и трендов рынка. Данные по трафику позволили уточнять сделанную интерпретацию данных по заказам как в пространственном (по географии России), так и во временном (по месяцам) разрезе.
- Временной период отчета — с 1-го июля 2020 года по 30 июня 2021 года включительно.
- В исследовании рассматривается доставка косметики, отправленной из интернет-магазинов с территории России жителям крупнейших городов Российской Федерации.
- Список городов составлен из «городов-миллионников» (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Казань, Воронеж, Красноярск, Уфа, Челябинск, Волгоград, Пермь, Омск), а также еще двух городов — Краснодара и Тюмени. Данные по городам не включают соответствующие области. Население Краснодара, формально не являющегося «городом-миллионником», по разным оценкам составляет 1,2-1,3 млн человек — прежде всего, за счет миграции трудовых ресурсов.
- Население Тюмени — 817 тыс. человек. Экономика Тюмени способствует интернет-торговле — город был включен в исследование из-за большого числа интернет-заказов, обусловленных высокой платежеспособностью населения и неполным доступом к офлайн-продажам наиболее востребованных брендов.
- Население Москвы в отчете составляет 13,9 млн человек в связи с большим количеством незарегистрированных в столице людей, прежде всего, трудовых мигрантов, которые также пользуются каналом интернет-продаж.