География продаж одежды и обуви: особенности онлайн-заказов и доставки
Data Insight и Leomax при поддержке Pim Solutions выпускают отчет «География продаж одежды и обуви» об особенностях онлайн-заказов и интернет-доставки одежды и обуви на территории Российской Федерации.
Исследование включает данные по долям продаж и заказов, среднему времени и расстоянию доставки, типу оплаты (предоплата или постоплата), виду доставки («до двери» или до пункта выдачи заказов). Данные охватывают вторую половину 2020 — первую половину 2021 года.
Основные результаты
Москва и Санкт-Петербург являются лидерами абсолютного потребления товаров из категории «Одежда и обувь» — на них приходится более 29% продаж по всей России (в рублях) и более 28% заказов.
Краснодар, Санкт-Петербург и Москва являются лидерами относительного онлайн-потребления одежды и обуви (3,0; 2,4 и 2,1 соответственно), которое характеризуется в количестве заказов на одного жителя города в год, включая пожилых людей и детей любого возраста. При этом индекс потребления товаров категории «Одежда и обувь» в онлайне почти для всех анализируемых 17 городов выше среднероссийского (1,0).
В покупке одежды и обуви основной пик пришелся на октябрь-декабрь. Меньше всего интереса к товарам категории проявляли в январе, феврале и июне.
Главный пик продаж категории «Одежда и обувь» приходится на ноябрь 2020, затем в апреле 2021 снова наблюдается увеличение объема продаж. Исключением является Казань, где максимальный уровень продаж был достигнут в июле 2020, после чего сезонные колебания были незначительны.
В большинстве исследуемых городов пиковые значения доли предоплаченных заказов были достигнуты в июле и декабре 2020 и июне 2021. Самая низкая доля предоплаченных заказов пришлась на апрель 2021.
Среднегодовая доля предоплаченных заказов для категории «Одежда и обувь» для исследуемых городов имеет разброс от 19% до 26%.
Москва — лидер по доле доставки «до двери» (63% заказов). В целом, доставка «до двери» заказов категории «Одежда и обувь» является чуть более предпочтительной.
В январе среднее время доставки заказов незначительно увеличилось до 4,4 дней (в среднем по исследуемым городам).
Доля доставки «до двери» повышается до среднего чека в 2 000-3 000 рублей. Реже всего к доставке «до двери» обращаются в декабре.
Доля доставки «до двери» меньше всего для очень маленьких (1 позиция) и очень больших заказов (>10 позиций). Для заказов с 2-9 позициями доля доставки «до двери» стабильна.
Методика
- Для построения отчета использовались данные по доставке онлайн-заказов компании Pim Solutions, данные по географии, связанных с трафиком сайтов и поисковых запросов (wordstat.yandex.ru, top.mail.ru и т.п.). Оценки распределения заказов по регионам рассчитаны в компании Data Insight.
- Данные по онлайн-заказам охватывают рынок интернет-доставки по всем регионам России и включают в себя более 323 млн сделанных заказов. Такой объем данных позволил исследователям произвести корректные оценки величины и трендов рынка. Данные по трафику позволили уточнять сделанную интерпретацию данных по заказам как в пространственном (по географии России), так и во временном (по месяцам) разрезе.
- Временной период отчета — с 1-го июля 2020 года по 30 июня 2021 года включительно.
- Данные включают заказы как предоплаченные, так и постоплаченные, с доставкой как в пункты выдачи заказов (ПВЗ), так и «до двери».
- В исследовании рассматривается доставка одежды и обуви, отправленных из интернет-магазинов с территории России жителям крупнейших городов Российской Федерации.
- Список городов составлен из «городов-миллионников» (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Казань, Воронеж, Красноярск, Уфа, Челябинск, Волгоград, Пермь, Омск), а также еще двух городов — Краснодара и Тюмени. Данные по городам не включают соответствующие области. Население Краснодара, формально не являющегося городом-«миллионником», по разным оценкам составляет 1,2-1,3 млн человек — прежде всего, за счет миграции трудовых ресурсов.
- Население Тюмени — 817 тыс. человек. Экономика Тюмени способствует интернет-торговле — город был включен в исследование из-за большого числа интернет-заказов, обусловленных высокой платежеспособностью населения и неполным доступом к офлайн-продажам наиболее востребованных брендов.
- Население Москвы в отчете составляет 13,9 млн человек в связи с большим количеством незарегистрированных в столице людей, прежде всего, трудовых мигрантов, которые также пользуются каналом интернет-продаж.