Исследование «Импорт в интернет-торговле России (2014-2016гг). Реалии рынка в цифрах»
4 августа, в 12:00 в гостинице «Пекин» (г. Москва, ул. Б.Садовая, д.5) состоялась презентация исследования Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли «Импорт в интернет-торговле России (2014-2016гг). Реалии рынка в цифрах». Это первое исследование в стране, в котором комплексно рассматривается влияние международной трансграничной торговли (cross-border) на российскую экономику и социальную сферу, розничную торговлю в целом и интернет-торговлю в частности.
Были подробно изучены все процессы и тенденции российского внутреннего рынка, дан обзор международных практик с разоблачением сказок и мифов, некоторые из которых естественным образом сопутствуют любому новому процессу, а некоторые - искусственно нам насаждаются...
Российский рынок интернет-торговли в 2016 году впервые превысит 1 трлн руб. Такой прогноз озвучил президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов на презентации в Москве.
"В рублевом выражении по итогам 2016 года рынок впервые перевалит через 1 трлн руб.", - сказал он.
Иванов отметил, что сейчас достаточно смело давать прогноз на конец текущего года, однако у ассоциации есть основания полагать, что объем рынка превысит 1 трлн руб.
"Может быть, мы рискуем. Но мы рискуем (с прогнозами), и более или менее цифры совпадают все время", - сказал глава НАДТ.
В ассоциации ожидают роста российского рынка интернет-торговли в 2016 году на 42% в рублевом выражении по сравнению с прошлым годом, когда объем рынка составлял 781 млрд руб. (в том числе 227 млрд руб. импорта). Показатель импорта в этом году должен увеличиться на 54% и составить 350 млрд руб.
По оценкам НАДТ, в долларовом выражении объем рынка интернет-торговли РФ составит $15,75 млрд, из них на импорт придется $5 млрд. В 2015 году объем рынка составил $11,8 млрд, в том числе $3,4 млрд - импорт. Таким образом, по итогам 2016 года ожидается рост рынка в долларовом выражении на треть по сравнению с прошлым годом, в том числе рост импорта - в 1,5 раза.
Иванов отметил, что в денежном выражении доля импорта в общем объеме рынка интернет-торговли РФ растет, но довольно медленно, никаких скачков. По данным ассоциации, доля импорта в валюте вырастет с 29% до 32% в 2016 году. "Это очень плавное движение, потому что средний чек плавно, но снижается, а количество покупок растет", - отметил эксперт.
Основные приоритеты в выборе
Российские интернет-магазины | |
---|---|
Удобство заказа | 72% |
Быстрая доставка | 66% |
Надежность (соответствие описанию) | 49% |
Простота возврата | 23% |
Высокое качество | 19% |
Сертификация (безопасность) | 7% |
Низкая цена | 7% |
Большой выбор | 7% |
Зарубежные интернет-магазины | |
---|---|
Низкая цена | 78% |
Большой выбор | 71% |
Надежность | 48% |
Высокое качество | 35% |
Быстрая доставка | 18% |
Удобство | 16% |
Простота возврата | 10% |
Сертификация | 2% |
Количество интернет-заказов, которые россияне осуществляют в интернет-магазинах, отражает иную структуру рынка. Так, по итогам 2015 года на импортные заказы пришлось 52% рынка (135 млн из 260 млн заказов), а в 2016 году доля импорта должна вырасти до 61% (250 млн из 410 млн заказов на рынке).
Самой популярной категорией товаров у потребителя является одежда: 72% пользователей покупают ее на российских площадках, а 61% – на зарубежных. На втором месте в сегменте трансграничных покупок оказалась категория «1000 мелочей» (брелоки, чехлы и так далее), тогда как в России такую продукцию заказывает всего 2% пользователей. На третьем месте товары для дома и сада (45%).
Специалисты НАДТ также опросили участников рынка и выяснили, какие преимущества дает развитие трансграничной торговли российским игрокам рынка интернет-торговли. Так, по данным организации в 2015 году кросс-бордер привлек в российскую онлайн-торговлю более 12 млн. новых покупателей, инвестировав в сегмент $144 млн.
Согласно исследованию, доля международной посылочной торговли в 2015 году составила 0,8% от всего розничного оборота.
Сдерживающие факторы | Число респондентов |
---|---|
Логистика на всех уровнях | 22 |
Непрофессионализм, некомпетентность, отсутствие кадров | 12 |
Низкий уровень доверия к магазинам | 10 |
Проблемы с законодательством | 6 |
Несправедливая конкуренция между белыми и серыми игроками | 6 |
Высокие налоги | 5 |
Сложность экспорта | 4 |
Недоступность денег, дорогие кредиты | 4 |
Экономическая ситуация в стране в целом | 3 |
Давление трансграничных игроков на российский бизнес | 3 |
Бюрократия, бумажная работа на старте и в процессе | 1 |
Другое | 12 |
Вклад трансграничной интернет- торговли:
- Расширяет покупательскую аудиторию e-commerce;
- Избавляет от страха перед онлайн-покупками;
- Приучает Приучает к онлайн-платежам платежам (и предоплате предоплате!);
- Генерирует дополнительный спрос на развитие
- логистической инфраструктуры;
- Превращает онлайн-шоппинг в обсуждаемую тему.
Александр Иванов. Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли. "Кросс-бордер - это такой мощный локомотив, который тащит за собой большое количество комфортабельных вагонов, в котором чудесно себя чувствует российский e-commerce. Отцепи локомотив, или поменяй его на маломощный паровозик - и жизнь пассажиров разительно изменится. И не в лучшую сторону" |