Какое место среди конкурентов вы занимаете

Какое место среди конкурентов вы занимаете

Бизнес развивается, брендов всё больше, и решение, кто останется на рынке, теперь за клиентом. Дабы укрепиться в его сознании и развиваться дальше, определите, на какой стадии конкуренции ваша компания. Что это за стадии, рассказывает Марти Ньюмейер в книге «Zag».

Фокус компании

Без фокуса нельзя создать бренд. Фокус — это ответ на вопросы, кто вы, над чем работаете и каково ваше ви́дение.

Однако при взгляде на рынок в глаза бросаются успешные, но расфокусированные компании. Например, «Дженерал электрик», которая помимо производства автомобилей занята в сфере развлечений, предоставляет услуги страхования и собирает электроустановки для создания пластиковой тары. Как такие компания вырастают в масштабные бренды?

Три стадии конкуренции

Факт в том, что компании с разной степенью фокуса отлично чувствуют себя на рынке. Игра в камень, ножницы, бумагу объясняет, как это возможно.

Вспомните: ножницы режут бумагу, бумага кроет камень, камень ломает ножницы. У каждого предмета есть сильные и слабые стороны. Возникает сбалансированный цикл конкуренции.

Бизнес доказал, что процветают компании в стабильном состоянии. Такие состояния называются точками притяжения, и по мере развития компания притягивается к одному из трёх состояний — камню, ножницам или бумаге.

Компании-ножницы — это стартапы или малый бизнес. Владеют одним брендом и отличаются чётким фокусом. Они отрезают кусок незанятой ниши от рынка компаний-бумаг, которые или пропускают подобное, или не успевают реагировать.

Компании-ножницы вырастают в компании-камни — средний бизнес с бо́льшим числом брендов и меньшим фокусом. Такие компании отличаются динамичностью и способностью поймать момент.

С ростом компании-камни теряют в динамике и превращаются в компании-бумаги — с ещё бо́льшим числом брендов и меньшим фокусом. Они выживают за счёт ресурсов и сетей.

Из наблюдения за циклом конкуренции следуют выводы:

  1. Компании развиваются по часовой стрелке — от ножниц к камню, от камня к бумаге, от бумаги к ножницам.

  2. Конкурируют против часовой стрелки — бумага кроет камень, камень ломает ножницы, ножницы режут бумагу.

  3. Переходы между состояниями — время, когда напрашиваются изменения.

Рассмотрим методы, которые применяют компании каждого типа для извлечения выгод из характерных преимуществ.

Фокус ножниц

Компании-ножницы фокусируются на прорывных инновациях. Это недорогие и воспринимаемые поначалу как недостаточно хорошие продукты.

Компания «Ибэй» — пример прорывной инновации. Она стала мировым онлайн-рынком прежде, чем мир осознал в нём нужду.

Динамика камня

Как только определяется путь развития, компании-ножницы вступают в первое состояние нестабильности, которое ведёт к превращению в компании-камни.

Преимущество таких компаний — инерция. Она помогает выйти на новые рынки, привлечь мировые таланты и купить компании-ножницы, которые выступали конкурентами.

Размер бумаги

Когда динамика снижается, компании-камни переходят во второе состояние нестабильности — к преобразованию в компании-бумаги. Главная задача — поддерживать стабильный рост. К этому моменту компании-бумаги теряют фокус и компенсируют его нехватку размерами.

У них появляются широкие сети клиентов, сотрудников, дистрибьюторов, партнёров и пополняется резервный капитал. Они выигрывают с созданием лучших продуктов, которые продаются за более высокую цену.

Компании-камни дышат им в спину, а компании-ножницы точечно атакуют. Чтобы защититься, компании-бумаги становятся ещё больше. Но есть предельный размер, после которого прибыль уже не увеличивается. Компании-бумаги завершают цикл конкуренции и готовят плацдарм для разделения на компании-ножницы. Они перефокусируются, запускают отдельные направления бизнеса в мелкие самостоятельные компании.

Позиция компании

Понимание позиции компании в цикле конкуренции поможет:

  • по максимуму задействовать сильные стороны и минимизировать слабые;

  • взять на вооружение проблемы конкурентов и подготовиться к их атакам;

  • использовать нестабильные состояния для обновления и выживания.

Автор: Анна

Читайте также

Рынок интернет-аптек в 2021 году: аналитика Data Insight

Data Insight при поддержке Master Delivery — Прямиком выпустили исследование «Рынок интернет-аптек» за 2021 год. В исследовании приведены данные по 57 аптекам, входящим в ТОП-1000 российских интернет-магазинов по количеству заказов в 2021 году.

далее →

Отчёт по рейтингу «Топ-100 интернет-магазинов» за 2021 год

Data Insight представила отчёт «Топ-100 интернет-магазинов: рейтинг 2021». В нём собраны результаты рейтинга Ecommerce Index Top-100 за 2021 год и церемонии награждения его победителей.

далее →

29 апреля / Комментарии

Рейтинг крупнейших российских интернет-магазинов за 2021 год

Data Insight публикует рейтинг Top-100 2021. В рейтинг включены сто крупнейших российских магазинов по объему онлайн-продаж за 2021 год. По сравнению с рейтингом за 2020 год, в списке появилось 14 новых проектов, не входивших в аналогичный топ за прошлый год. Порог входа в Топ-100 за год вырос на 610 млн рублей или 22%.

далее →

26 апреля / Комментарии

Сравнение уровня выкупа в интернет-магазинах в феврале и марте 2022 года

Компания PIM Solutions, оператор логистических и финансовых услуг для интернет-магазинов, сравнила уровень выкупа в феврале и марте 2022 года. Для этого была проанализирована информация о 10,5 млн заказов, прошедших через логистические сервисы PIM Solutions за эти два месяца.

далее →

22 апреля / Комментарии

Экспресс-мониторинг сегментов рынка электронной коммерции

Data Insight представляет экспресс-мониторинг нескольких сегментов рынка электронной коммерции. Его задача — оценить и показать объемы, востребованность, доступность ассортимента и изменение цен в магазинах различных товарных сегментов. Сейчас мониторинг охватывает четыре сегмента.

далее →