Конкуренты: надзор и анализ
На основе материала How to Research your Ecommerce Competitors
Многие владельцы интернет-магазинов не обращают внимания на своих конкурентов. Часто, их список составляется в самом начале пути, на стадии запуска интернет-магазина, сайты, ассортимент и методы продвижения конкурентов анализируются, и после этого данному вопросу не уделяется вообще никакого внимания. Высказываемая причина отказа от анализа конкурентов – нехватка времени. Возможно, эта причина – не единственная: многие владельцы интернет-магазинов не совсем понимают, что они могут сделать с данными, полученными на сайтах конкурентов, и какие вообще данные достойны внимания.
Так на что же следует обращать внимание, если уж вы намеренно или случайно попали в конкурирующий интернет-магазин?
- Новые товары. Возможно, ваш конкурент раньше вас обнаружил новинки в вашей товарной категории и уже продает их. Соответственно, вы тоже можете расширить свой ассортимент.
- Промо-акции. На сайте конкурента вы можете обнаружить новые интересные идеи, а также уяснить для себя его общий вектор в том, что касается продвижения.
- Цены. Так или иначе, покупатель смотрит на цену и запоминает ее, так что для того, чтобы успешно развиваться, надо как минимум знать, почем ваши конкуренты продают (аналогичные вашим) товары.
- Ключевые слова. Возможно, кто-то из ваших конкурентов уделил поисковой оптимизации интернет-магазина больше внимания, чем вы, и набор используемых им ключевых слов (в метаданных (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена) и на сайте в общем) является более эффективным.
- Распродажи. Обычно, со значительными скидками ритейлеры продают те товары, которые по обычной цене продаются плохо. Изучение ассортимента категорий «Распродажа» поможет вам в принятии дальнейших решений о закупках товара.
Для того, чтобы собирать полезную для вашего бизнеса информацию на сайтах конкурентов, много времени не потребуется. Вполне достаточно уделять этому занятию 30 минут в неделю. Главное – системный подход и протоколирование результатов ваших разведывательных «вылазок».
Изучаем конкурентов в поисковой выдаче
Чтобы избежать влияния ваших поисковых запросов на выдачу, проводите исследование конкурентов и их методов продвижения тех или иных товаров в режиме «инкогнито». В этом случае поисковая машина будет выдавать вам «чистые» результаты.
Введите в строку поиска запрос, который, по вашему мнению, должен привести посетителя в ваш интернет-магазин. Посмотрите, где реально находится ваш сайт в выдаче по этому запросу, изучите ближайших конкурентов и лидеров выдачи. Ищите ответы на такие вопросы:
- Куда ведут ссылки – на главную или на страницу категории/товара?
- Какими ключевыми словами насыщены целевые страницы, на которые посетители попадают при переходе из поисковых систем?
- Кто вокруг вас: региональные или федеральные магазины?
- Чья реклама выводится на страницу выдачи?
- Присутствуют ли в результатах блоки с картинками, видео, информацией с торговых площадок поисковиков?
Повторите эксперимент с другими ключ. словами, попробуйте поработать с отдельными товарами/категориями. Обращайте внимание на предлагаемые поисковыми системами варианты завершения ваших запросов. Сведите ответы на предложенные выше вопросы в таблицу, и практикуйте такое исследование каждую неделю. С течением времени вы получите представление о том, кто из ваших конкурентов наиболее агрессивен, а также полезные данные о предпочитаемых способах продвижения. Такую информацию можно применить в развитии собственного бизнеса.
Изучаем интернет-магазины конкурентов
Определив круг наиболее опасных конкурентов, можно начать изучение непосредственно их продающих сайтов. Обращайте внимание на:
- дизайн – шаблонный или эксклюзивный?
- контент – описания от производителей товаров или собственные сочинения?
- изображения и видеоролики – эксклюзив собственного приготовления или кадры/ролики из сети?
- цены – сопоставимы с вашими?
- условия оплаты и доставки – сопоставимы с вашими?
- цены – сопоставимы с вашими?
- количество и качество промо-акций – сопоставимы с вашими?
- кросс-селлинг, ап-селлинг – где, по каким принципам?
- ассортимент – шире вашего или нет?
Затем попробуйте изложить в свободной форме, что вам понравилось в интернет-магазине конкурента, а что – нет. При этом старайтесь воспринимать и описывать все с точки зрения покупателя.
Результатом ваших вложений в такой «шпионаж» может стать полноценная база знаний о ваших конкурентах, с указанием их сильных и слабых сторон, методов противодействия им и т. п. Попробуйте потратить на сбор и систематизацию данных полчаса в неделю в течение хотя бы одного месяца. Результаты вам наверняка понравятся.