Назад в будущее. Что принесет 2015 год интернет-магазинам?
В конце года принято подводить итоги и делать прогнозы на следующий. 2014 год был не простым, я бы сказал даже переломным для ecommerce в России. Итоги года пока подводить рано, а вот заглянуть в будущее самое время. Мы попытались прогнозировать, что принесёт 2015 год интернет-магазинам. Вот что у нас получилось.
-
Обычно сбываются плохие прогнозы. Мы ожидаем, что в некоторых тематиках общее количество внутристрановых (без учета кроссбордера) заказов в 2015 году может сократиться вдвое. Причем это будет связано не только с уменьшением платежеспособного спроса, но и со снижением предложения. Могут закрыться или существенно сократить свою деятельность ритейлеры, специализирующиеся на импорте. В силу повышения стоимости кредитов – многие компании потеряют доступ к оборотному капиталу.
-
Как нам кажется, произойдет как минимум несколько крупных банкротств или полного сворачивания деятельности среди лидеров рынка. Уже закрылся амбициозный проект Е5, мы никому не желаем зла, но бизнес-модели, типа Enter, реализация которых вполне возможна в период бума, в кризисном 2015 году могут столкнуться с очень серьезными проблемами.
-
Уход с рынка игроков, для которых и-магазин является побочной деятельностью, не связанной с основным бизнесом. Те, у кого есть иной постоянный источник дохода, продадут свои интернет-магазины, считая, что сложная экономическая ситуация не будет способствовать развитию ритейла.
-
Консолидация: вместе пережить трудные времена проще, вчерашние конкуренты вполне могут объединить усилия с целью прохождения сложного участка. Причем речь может идти как о временных бизнес-партнерствах, так и о полноценном M&A. Весьма вероятно, что мы увидим как минимум несколько крупных сделок по слиянию е-коммерс активов. Причем весьма вероятно покупки могут осуществлять не только прибыльные компании, но и те, кто сам несет убытки, но за которыми стоят серьезные инвесторы. На этом пути уже отметился Wikimart
-
Развитие партнерских отношений: ритейлеры, работающие в смежных сегментах, будут объединять свои маркетинговые программы с целью кросс-промушена и обмена доступом к клиентским базам данных – то что давно делают компании каталожной торговли.
-
Уменьшение количества магазинов, торгующих товарами непервостепенной важности особенно западного производства: галстуки-бабочки, заколки со стразами и т.п. будут пользоваться меньшим спросом, и те продавцы, которые работали в узкой нише, встанут перед выбором: закрыть бизнес или сменить ассортимент.
-
Мы ожидаем существенное развитие дропшиппинга: некоторые умеющие привлекать покупателей интернет-коммерсанты будут сокращать логистические и операционные издержки, что в крайнем варианте означает дропшиппинг.
-
Развитие многоканального ритейла, причем со стороны офлайна. Новый налог, вводимый в крупных городах РФ, приведет к тому, что офлайновые продавцы, ранее не рассматривавшие онлайн как канал продаж, отнесутся к вопросу серьезно и как минимум диверсифицируют свои продажи, добавив в микс полноценный интернет-магазин. Крайним проявлением этого тренда станет полный уход в онлайн с закрытием реальных торговых точек. Особенно это коснется рынка электроники и бытовой техники. Об аналогичных программах неоднократно заявляли Эльдорадо, МедиаМаркт, Техносила.
-
Усиление позиции китайских интернет-ритейлеров в России. Из-за развития торговых площадок и кросс-бордера китайские ритейлеры получают возможность торговать в России напрямую, минуя оптовых посредников. Также, Алиэкспресс провёл в России распродажу "Всемирный День Шоппинга", в которой участвовали и российские продавцы. Позиции Али только укрепляются. Вместе с падение внутристрановых заказов мы ожидаем рост входящего кроссбордера на 40-50%
-
Увеличение внимания к мобильному трафику. Летом 2014 года впервые за всю историю рунета доля мобильного трафика в среднем превысила 20% и составила 20,8% от общего объема. В 2015 году количество мобильного трафика продолжит расти. Этот факт заставит более тщательнее заняться оптимизацией интернет-магазинов под мобильные устройства. Появится много сервисов для того, чтобы помочь екомерсу адаптироваться к новой среде. Особенно это будет проявляться в категориях, в которых велика доля повторных типовых заказов (доставка еды, FMCG и т.п.)
-
Развитие нишевых маркетплейсов по отдельным товарным группам. Бум на создание маркетплейсов продолжится, однако произойдёт товарное разделение. Первый из таких маркетплейсов мы увидим в начале года. Уже объявлено, что интернет магазин Sapato.ru полностью откажется от продажи собственного товара и станет маркетплейсом по продаже преимущественно обуви.
-
Усиление интереса интернет-магазинов к оффлайну. Это открытие оффлайн представительств, пунктов выдачи с допродажей, полноценных магазинов. Изменения в законодательстве могут затормозить этот процесс, но органическое слияние/дополнение онлайна и оффлайна все же будет проиcходить. Высокая конкуренция и пожелания покупателей сделают своё дело.
-
Фокус на аналитику и цифры. Маркетинг, это прежде всего математика. В хорошие времена многие об этом забывают и позволяют себе различные эксперименты и креативные новшества. В 2015 году маркетинг будет полностью зависеть от математики.
-
Автоматизация всего, что еще не автоматизировано. Если еще нет сервиса, который может автоматизировать какие либо процессы, то в 2015 году он обязательно появится. На данный момент количество сервисов, которые помогают автоматизировать различные процессы интернет-магазина превышает 1000. Высокая конкуренция заставит эти сервисы предоставлять действительно качественные услуги, либо уйти с рынка.
-
Развитие видеомаркетинга как канала дополнительных продаж. Возможно создание специализированных площадок/сервисов для осуществления продаж непосредственно с видеоконтента.
-
Нормативно правовая база регулирующая интернет-торговлю будет значительно расширена. Как показала практика наличие различных профильных ассоциаций не помогает в регулировании законодательной базы. Законодатели принимают решения в одностороннем порядке и без согласования с бизнес сообществом. 2014 год принёс нам много изменений в законодательстве, которые прямо или косвенно влияют на интернет бизнес. 2015 год принесет их гораздо больше.