Онлайн-рынок аптек 2018: исследование Data Insight
Data Insight при поддержке SAP выпускает исследование «Онлайн-рынок аптек 2018». Исследование основано на данных об интернет-магазинах по продаже лекарственных средств. Категория не включает интернет-магазины, специализирующиеся на продаже очков и линз, медицинского оборудования, БАДов и других нелекарственных товаров для здоровья, также не учитываются продажи лекарств и других товаров для здоровья универсальными интернет-магазинами.
Объем рынка интернет-аптек
За 2018 год в интернет-аптеках, входящих в ТОП1000, было оформлено 24,9 миллионов заказов на сумму 40,8 миллиарда рублей. Средний чек составил 1 640 рублей.
Динамика рынка
На 78% выросло количество онлайн-заказов в интернет-аптеках в 2018 году. За тот же период времени сумма онлайн-продаж увеличилась на 72%. Средний чек сократился на 4%.
Доля интернет-аптек на рынке eCommerce
10% от всех онлайн-заказов 1000 крупнейших магазинов в 2018 году были сделаны в интернет-аптеках. И только 4% составила их доля по объему выручки из-за низкого среднего чека.
Конверсия интернет-магазинов
В секторе интернет-аптек конверсия составила 12,1%. Ближайшие показатели у зоомагазинов и интернет-магазинов одежды и обуви.
Состояние рынка
Сдерживающий фактор
Основным сдерживающим фактором продолжает оставаться Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 N 61-ФЗ, который запрещает дистанционную торговлю лекарственными средствами. Это не только уводит в серую зону опцию доставки лекарств на дом, но и сдерживает маркетинговую активность ведущих игроков рынка, тормозит внедрение нового функционала — например, онлайн-оплаты.
Факторы роста
Общий рост интереса покупателей к заказу через интернет товаров повседневного спроса. Рост интереса аптечных сетей, интернет-магазинов и порталов к онлайн-продажам лекарств в связи с ожиданиями отмены или смягчения ограничений на дистанционную продажу. Успешное приобщение лояльных клиентов аптечных сетей, особенно региональных, к онлайн-каналу для заказа редких или дорогих лекарств.
Тренды рынка
Рост доли аптечных сетей, предоставляющих опцию онлайн-заказа лекарств. Рост количества «маркетплейсов» и суммарного количества точек (аптек), которые они охватывают. Дальнейший рост доли мобильного трафика — с перспективой его конвертации в ближайшем будущем в активное использование мобильных приложений.
ТОП-10 игроков рынка
Доля Apteka.ru по объему онлайн-продаж среди интернет-аптек из ТОП1000 за 2018 год: 31%.
Организационноправовая форма
Из интернет-аптек, входящих в ТОП1000 онлайн-ритейлеров, 100% — общества с ограниченной ответственностью.
География интернет-аптек
Из интернет-аптек, входящих в ТОП1000 онлайн-ритейлеров, 52% зарегистрированы в Москве, 9% в Санкт-Петербурге, 30% в регионах Урала и азиатской части России, 9% в других регионах.
Источники трафика
Desktop vs Mobile
Покупатели чаще используют смартфоны и планшеты для посещения аптек. Только 45% трафика этих сайтов приходится на стационарные компьютеры и ноутбуки.
Мобильные приложения
Самое популярное приложение у Apteka.ru — более 1 000 000 установок в Google (сайт нарушает закон РФ) Play.
Использование Яндекс.Маркета
В 2018 году на Яндекс.Маркете размещалось 28% интернет-аптек. Пик активности размещения пришелся на 2017 год.
Активность в социальных сетях
Самая популярная социальная сеть в секторе онлайн-аптек — ВКонтакте. В ней ведут свои сообщества 61% интернет-аптек, 15% из которых имеет более 10 000 подписчиков.
CMS/Email-рассылка
35% интернет-аптек используют CMS собственной разработки (CMS— система создания, управления и редактирования содержимого сайта). Bitrix используют 43% интернет-аптек. 23% используют другие сервисы.
68% интернет-аптек не рассылают новости о своих событиях и акциях. 10% используют Unisender в качестве сервиса email-рассылки. Остальные 22% используют другие сервисы.
Маркетинговые сервисы
Доля интернет-магазинов, которые используют маркетинговые сервисы.
Методика
В настоящем исследовании рассматривается сегмент онлайн-аптек, т.е. интернет-магазинов, специализирующихся в первую очередь на продаже лекарственных средств. В исследование не включены интернет-магазины, специализирующиеся на продаже очков и линз, медицинского оборудования, БАДов и других нелекарственных товаров для здоровья, также не учитываются продажи лекарств и других товаров для здоровья универсальными интернет -магазинами.
Интернет-магазин — сайт, через который можно оформить заказ, заполнив форму или собрав товары в корзину.
Статистика по количеству заказов и объему продаж построена на основе данных по интернет -аптекам, входящим в топ 1000 российских интернет-магазинов за 2018 год по числу заказов. Для подсчета количества заказов используются результаты регулярного мониторинга числа онлайн-заказов, а также данные, предоставленные магазинами или находящиеся в открытом доступе.
В исследовании рассмотрены 54 интернет-аптеки, что соответствует нижнему порогу в 50 заказов в день.
Данные по аффилированным интернет-магазинам не суммируются. Исключение делается только для сайтов одного бренда (например, apteka -ifk.ru и aptekaifk.ru) или сайтов брендов - «клонов» (например, apteka02plus.ru и аналогичные сайты в других регионах).
Для определения сервисов, используемых интернет-магазинами, анализировались данные автоматического мониторинга с дополнительной ручной проверкой.