Онлайн-рынок автотоваров 2020H2 – 2021H1: ключевые тенденции и показатели
Data Insight при поддержке Leomax представляет исследование «Онлайн-рынок автотоваров» за 2 полугодие 2020 и 1 полугодие 2021 года.
В исследовании приведены данные по магазинам автотоваров, которые входят в ТОП-1000 интернет-ритейлеров по количеству заказов за 2020 год, а также крупнейшие универсальные маркетплейсы (с годовыми объемами онлайн-продаж не менее 100 млрд рублей) — для последних учитываются только продажи в категории автотоваров.
В отчет вошел 81 магазин, специализирующийся на продажах автозапчастей, шин и дисков, мототехники, автоаксессуаров, товаров для тюнинга и автоэлектроники, и 2 крупнейших универсальных маркетплейса — Wildberries.ru и Ozon.ru.
Объем онлайн-рынка автотоваров
За период июль 2020 — июнь 2021 в интернет-магазинах автотоваров, входящих в ТОП-1000, было оформлено 26 миллионов заказов на сумму 88 миллиардов рублей. Средний чек составил 3 440 рублей.
Динамика рынка
Количество онлайн-заказов в интернет-магазинах автотоваров в период июль 2020 — июнь 2021 увеличилось на 52%. Объем онлайн-продаж за тот же период вырос в рублях на 34%. Средний чек снизился на 12%.
Доля интернет-магазинов автотоваров на рынке eCommerce
На долю интернет-магазинов автотоваров в период июль 2020 — июнь 2021 пришлось 2% российского рынка eCommerce по количеству онлайн-заказов и 3% — по объему онлайн-продаж в рублях.
Конверсия интернет-магазинов
В сегменте интернет-магазинов автотоваров конверсия в период июль 2020 — июнь 2021 составила 2,9% (2,9 заказов на 100 посещений сайта). Ближайшие показатели у онлайн-магазинов одежды, обуви и аксессуаров и у интернетмагазинов товаров для хобби и рукоделия — 4,5% и 2,8% соответственно.
Структура сегмента
В ТОП-1000 российских онлайн-ритейлеров вошёл 81 интернет-магазин автотоваров, из которых больше половины (58%) — это магазины широкого профиля и магазины автозапчастей. На них приходится 54% от общего количества заказов и 50% объема продаж интернет-магазинов автотоваров. Из отдельных специализаций самая крупная — это магазины шин и дисков, на которых приходится 28% выручки сегмента, но только 6% заказов.
ТОП-10 игроков рынка
Доля Exist.ru по объему онлайн-продаж среди интернет-магазинов автотоваров * за период июль 2020 — июнь 2021: 17%
Организационноправовая форма
Из 81 интернет-магазина автотоваров, входящих в ТОП-1000 онлайн-ритейлеров, 68% — общества (АО, ООО). 32% принадлежат индивидуальным предпринимателям.
География интернетмагазинов
Из интернет-магазинов автотоваров, входящих в ТОП-1000 онлайн-ритейлеров, на нестоличные регионы приходится 39% магазинов, в том числе 5 магазинов зарегистрированы в Екатеринбурге, еще 8 — в других регионах Урала и Азиатской части России, 18 — в нестоличных регионах Европейской России.
Способы доставки
Все четыре способа доставки используют 5% интернет-магазинов автотоваров.
Desktop vs Mobile
Для посещения сайтов интернет-магазинов автотоваров покупатели чаще используют десктопные устройства, чем мобильные.
Мобильные приложения
Самое популярное приложение у Autodoc.ru — более 1 млн установок и средняя оценка 4,8.
Источники трафика
Структура трафика сегмента интернет-магазинов автотоваров близка к средним значениям по всему рынку eCommerce, за исключением более высокой доли поискового трафика — как органического (49% против 40% в среднем), так и платного (7% против 3%).
Активность в социальных сетях
Самая популярная социальная сеть в сегменте автотоваров — Вконтакте. В ней ведут свои сообщества 70% магазинов, 32% из которых имеют более 10 000 подписчиков.
CMS/Email-рассылка
54% интернет-магазинов автотоваров используют CMS собственной разработки (CMS — система создания, управления и редактирования содержимого сайта). Bitrix используют 24% интернет-магазинов. OpenCart используют 5% интернет-магазинов. 18% используют другие CMS.
Маркетинговые сервисы
У 56% интернет-магазинов автотоваров нет новостной рассылки. 9% используют сервисы собственной разработки. 7% пользуются услугами сервиса Mindbox. 28% интернет-магазинов используют сторонние сервисы.
Методика
- В настоящем исследовании рассматривается сегмент интернет-магазинов автотоваров. В исследование включены магазины, специализирующиеся на продаже автозапчастей, шин и дисков, мототехники, автоаксессуаров, товаров для тюнинга и автоэлектроники.
- Интернет-магазин — сайт или приложение, при помощи которых можно оформить заказ, заполнив форму или собрав товары в корзину. В исследовании рассматриваются онлайн-продажи российских ритейлеров на территории России (без учета экспортных продаж). В исследование включены как интернет-магазины автотоваров, так и крупнейшие универсальные маркетплейсы (с годовыми объемами онлайн-продаж не менее 100 млрд руб. в год); для последних учитываются только продажи в категории автотоваров.
- Статистика сектора приводится по 81 магазинам автотоваров, включая 79 интернетмагазинов категории автотоваров, входящих в 1000 крупнейших по количеству онлайнзаказов российских интернет-магазинов, и 2 крупнейших универсальных маркетплейса — Wildberries.ru и Ozon.ru. Для подсчета количества заказов используются результаты регулярного мониторинга числа онлайн-заказов, а также данные, предоставленные магазинами или находящиеся в открытом доступе.
- При определении используемых интернет-магазинами сторонних сервисов использовался метод автоматического парсинга, после которого проводился дополнительный ручной разбор в спорных случаях. Перечень маркетинговых сервисов включает основные решения для каждого интернет-магазина из ТОП-10