Простейшая методология определения доли рынка для своего интернет-бизнеса

Представители компании "ТопАналитикс" поделились актуальной практически применимой информацией. В материале пойдёт речь о том, как самостоятельно сориентироваться в рыночной ситуации по вашему продукту. Предлагаемый метод исследования покажет относительную долю рынка; регионы, где выгоднее всего развиваться и по каким продуктам, т.е. даст понимание где есть потенциал и где вы не дорабатываете.
Основные шаги исследования:
- Определить ядро запросов для сайта;
- Определить общий спрос, спрос по регионам;
- Определить стоимость контекстной рекламы по запросам с разбивкой по регионам;
- Найти информацию по средней зарплате в регионе и количеству пользователей интернета;
- Составить сводную таблицу в разрезе по регионам с собранными данными;
- На основе фильтров и средневзвешенных значений вывести долю рынка, коэффициенты привлекательности регионов.
Раскроем каждый пункт:
1. Ядро запросов у вас уже есть. Иначе у вас нет бизнеса в интернете. Если вы только начинаете, то проводить данное исследование следует немного в другом ключе — сбор информации для разработки маркетинговой стратегии, что не является темой данной статьи. Обратите внимание, что ядро, которые взяли за основу не должно изменяться в течение всего исследования, даже если в регионах не набирается статистическая значимость по низкочастотным запросам в сравнении с общим количеством запросов.
2. На основе ядра запросов с помощью бесплатного wordstat.yandex.ru или других платных программ определеяете общий спрос (обязательно) и спрос по регионам присутствия, можно добавить несколько регионов в которые вы планируете развиваться.
Примечание: к сожалению если вы пользуетесь только wordstat.yandex.ru, то запросы из Google (сайт нарушает закон РФ) для вас останутся неучтенными. Но для понимания ситуации это не страшно, доля Яндекса в России никогда не была сильно меньше.
3. Заносите ключевые слова в Яндекс.Директ и смотрите оценочную стоимость рекламной кампании. Экспортируете файл excel с полученными данными. Помните, что вы можете добавлять любые рекламные площадки для оценки. Мы выбрали самый простой в использовании наглядный показатель — контекстная реклама.
4. Находите в интернете данные по средней зарплате в интересующем регионе и количеству пользователей интернета в нем. Если найти не получается или нет доверия найденным данным, то вы можете написать на info@topanalytics.ru запрос с темой письма " данные по средней з/п и кол-ву пользователей интернета". В ответ вы бесплатно получите актуальные цифры, агрегированные из собственных исследований и более чем 15-ти авторитетных источников, включая платные.
5. Заполняете стандартную таблицу excel. Минимальный набор полей следующий:
- спрос (данные из пункта 2);
- стоимость контекстной рекламы (данные из пункта 3);
- средний чек (собственные данные);
- маржа (собственные данные);
- средняя зарплата в регионе (можно запросить у ТопАналитикс);
- кол-во пользователей интернета в регионе (можно запросить у ТопАналитикс), рекомендуем добавлять структуру пользователей;
- также вы можете добавлять любые другие данные в эту таблицу, например свой общий коэффициент конверсии, конверсию по регионам в сравнении с конверсией по рынку и т.д.
6. Используя абсолютные и средневзвешенные значения отсортировываете таблицу по интересующим вам показателям и наслаждаетесь результатом. Например, сравните среднюю зарплату в регионе и ваш средний чек — есть ли смысл продавать ваш товар в этом регионе? Добавьте туда спрос и конверсию и сразу станет ясно — выгодно ли это экономически? Таким образом, можно найти наиболее привлекательный регион. Если привлекательных территорий нет, а задача развития в регионы актуальна, может поработать над ассортиментом? И так далее… Таблица поможет вам принять решение на всех уровнях управления. Если время от времени ее дополнять новыми данными и коэффициентами, то получится мощный инструмент конкурентной борьбы.
Удачи!