Российский eCommerce между весной и летом 2022
В июне партнёр Data Insight Борис Овчинников представил доклад «Российский eCommerce между весной и летом 2022» на пленарной сессии «Адаптация e-com бизнес-моделей и бизнес-процессов к работе в кризисной экономике» на конференции UPGRADE Retail Leto.
Рекорд: удвоение количества онлайн-заказов Удвоение количества онлайн-заказов за год — это рекордные темпы роста не только для российского, но и для всего мирового eCommerce (по крайней мере если рассматривать большие национальные рынки с миллиардными объемами).
Что сделало возможным этот рекорд?
- Приход eCommerce в сферу повседневных покупок
- Резкое изменение потребительских привычек весной 2020 г.
- Массированные вложения лидеров рынка в инфраструктуру доставки
- … и в продвижение
Результаты I квартала
В I квартале небольшое замедление динамики по количеству заказов — но темпы роста в рублях даже немного выросли. За счет чего?
Промежуточное резюме
Переток покупателей и покупок из оффлайна в онлайн достаточно мощный, чтобы eCommerce сохранял положительную динамику даже при глубоком спаде рынка ритейла. Но бенефициарами этого продолжающегося роста станут лишь некоторые площадки.
Апрель 2022
- Снижение количества онлайн-заказов только на 3% по сравнению с мартом*
- Рост количества заказов год-к-году снизился с +84% в марте (и +102% в среднем за октябрь-февраль) до +62% в апреле — это минимум за 18 месяцев
- если вычесть Wildberries и Ozon (и игроков сегмента eGrocery), то весь остальной рынок вырос (по заказам) всего на 2% к апрелю 2021 г. (и −13% к марту 2022 г.)
- у большинства интернет-магазинов из топ-500 снижение количества онлайнзаказов (апрель-2022 к апрелю-2021) составило более 10% (все вышеприведенные оценки — без учета сегмента eGrocery)
- в сегменте eGrocery спад по количеству заказов на 7% по сравнению с мартом, замедление роста год-к-году с +135% в марте до +99% в апреле
- снижение среднего чека в eGrocery на 8% к марту и 4% к февралю — несмотря на всплеск инфляции
Май 2022
Первые оценки (очень предварительные): нет существенного ухудшения динамики.
- Количество онлайн-заказов примерно на уровне апреля (~+3%)
- Рост к маю-2021 по количеству заказов около +60% (в апреле было +68%)
- Рост к маю-2021 не только за счет WB и Ozon — количество заказов по остальным тоже выросло (в отличие от нулевой динамики в апреле-2022 к апрелю-2021)
- eGrocery: количество заказов в мае на уровне апреля, замедление темпов роста год к году с +100% в апреле до +91% в мае
Закрытие магазинов
- 2020-2021 гг. — рост количества закрывшихся интернет-магазинов, в т.ч. в связи с переводом продаж на маркетплейсы
- март 2022 г. — закрытие или (чаще) приостановка работы большинства DTC-проектов «западных» брендов
- из 5000 наиболее посещаемых (по данным за 2021 год) интернет-магазинов за последние 3 месяца закрылось ~8%
Новые драйверы рынка eCommerce
- нестабильность ассортимента и цен в оффлайне делаем весомее фактор удобства поиска и сравнения в онлайне
- ускоренная деградация оффлайнового ритейла (снижение трафика в ТЦ, закрытие магазинов, дороговизна поддержания полного ассортимента)
- [драйвер для маркетплейсов] приход новых брендов и импортеров — для которых маркетплейсы являются самым очевидным путем выхода на конечных покупателей
Прогноз-2022
В 2022 г. российский eCommerce продолжит расти, притом почти наверняка рост составит десятки процентов. Количество заказов будет расти существенно медленнее, чем в прошлом году (и медленнее, чем можно было ожидать до 24.02.2022) — а вот рост рынка в рублях может благодаря инфляции оказаться лишь немногим ниже 2021 г.
Прогноз-2022: количественные параметры
Как изменится рынок в ближайшие ~12 месяцев
Большинство крупных игроков останется на рынке, но вероятно не все. И «бессмертных» нет.
- сокращение маркетинговых бюджетов => рост значимости бренда/известности, дополнительное преимущество лидеров
- «битва маркетплейсов» может быстро превратиться в битву двух лидеров
- доминирование универсальных маркетплейсов (во всех категориях, кроме продуктов питания и фармы) будет быстро расти и становиться все заметнее
- массовое вымирание «чистых» (без присутствия в оффлайне) онлайн-магазинов
- снижение качества работы онлайн-интерфейсов
- сокращение инвестиций в логистику + рост значимости WB и Ozon на этом рынке
- распространение обязательной предоплаты