Рынок eCommerce в России: размер и категории
19 октября Борис Овчинников выступил на конференции «Электронная торговля — 2018» с докладом «Рынок eCommerce в России: размер и категории». Редакция Shopolog выделила из доклада основные цифры и факты.
Ключевые цифры
Онлайн-продажи российских интернет-магазинов в 2017 году — 241 млн заказов.
За 9 месяцев 2018 года рост +25% по количеству заказов:
- в российских интернет-магазинах (в заказах): +25% по топ-500 и +21% в целом по рынку •
- в зарубежных интернет-магазинах: +25% по количеству отправлений через Почту России +24% по данным ЦБ РФ (за 6 месяцев)
Конкуренция с кроссбордером или с оффлайном? Сравнение потенциалов
Почти 2/3 роста рынка дают Wildberries.ru и Ozon.ru. 2018 по сравнению с 2017 (за 9 месяцев) — это +117 тысяч заказов в день. Wildberries: +60 тысяч заказов в день Ozon: +16 тысяч заказов в день Остальные в сумме: +40 тысяч.
Прогноз на 2018: Рост объема рынка в рублях почти на 20%.
Прогноз на 2019 и далее: Сохранение темпов роста внутрироссийского рынка eCommerce (по количеству заказов) на уровне примерно 20% в год. Рост рынка в основном за счет недорогих покупок и дальнейшее снижение среднего чека (которое может быть нарушено колебаниями валютных курсов).
Товарные категории. Ключевые тезисы и цифры
Электроника и DIYдают почти половину состава топ-1000.
Одежда и обувь — лидер по количеству заказов в 2017г.
Быстрый рост характерен для магазинов FMCG и косметики и для интернет-аптек:
- FMCG + 33%
- Красота и здоровье + 29%
- DIY + 24%
- Автозапчасти + 21%
- Товары для детей + 13%
- Электроника и техника + 12%
- Одежда и обувь + 9%
- Универсальные магазины + 5%
Почти половина объема рынка — продажи магазинов БТиЭ и «универмагов».
Наибольшая конверсия — в сегментах FMCG, книг, красоты и здоровья.
Источники трафика в Топ-1000 ИМ
- Поисковая «органика» (особенно значима для категорий Красота и здоровье и Книги)
- Прямой трафик
- Переходы с других сайтов
- Поисковый рекламный трафик (значим для всех категорий, кроме Красоты/здоровья и Книг)
- Переходы из email (наиболее значимы для Одежды и обуви и Товаров для детей)
- Переходы из рекламных сетей (значимы только для категории Одежда и обувь)
- Переходы из соцсетей (пики в тех же категориях, что и для переходов из почтовых сервисов)
Более 85% ИМ ведут группы ВКонтакте.
В Красоте/здоровье и Детских товарах преобладает мобильный трафик
FMCG и одежда и обувь — лидеры по доле ритейлеров с мобильным приложением
DIY и красота и здоровье — две категории с растущим присутствием в Яндекс.Маркете
Стандартные CMS преобладают только в 3 товарных категориях из 8
Каждый пятый интернет-магазин в Топ-1000 — это ИП. Электроника — доля ИП 28% FMCG — доля ИП 0%. В других ключевых товарных категориях доля ИП — 17-19% от всех входящих в топ-100.