Школа платежей Payler. Кто и сколько зарабатывает на платежах: ценообразование в интернет-эквайринге

Выбор платежного сервиса для сайта – задача, с которой рано или поздно сталкивается каждый интернет-предприниматель. По каким критериям оценивать эффективность платежного решения? Ставки, технологии и сервис – на что обратить особое внимание при подключении, а что не имеет значения? Как повысить количество успешных платежей?
Серия публикаций под названием «Школа платежей от Payler» поможет вам разобраться в тонкостях работы платежных сервисов.
Сегодня на повестке дня тема, скрытая от глаз широкой общественности – ценообразование в интернет-эквайринге. Из чего складывается суммарный процент комиссии за обслуживание? Сколько зарабатывают на платежах банки и платежные системы?
Ставки на интернет-эквайринг на российском рынке в среднем держатся в диапазоне от 0,7 до 4% – итоговая цифра зависит и от сферы деятельности, и от оборота, и от технических потребностей подключаемого сайта. Безусловно, верхней планки нет – для сегмента high-riskкомиссия может достигать 12%.
Однако есть базовый порядок ценообразования, для понимания которого нужно вспомнить, кто является участниками процесса в интернет-эквайринге:
Принципиальную роль в этой цепи играют Международные платежные системы (МПС), которые устанавливают интерчейндж на основании уровня риска определенной сферы деятельности.
Интерчейндж – это комиссия с каждой транзакции, размер которой устанавливается МПС на основании уровня риска, связанного со сферой деятельности мерчанта.
Именно интерчейндж является отправной точкой для формирования ставки – зная сферу деятельности мерчанта и соответствующую ей ставку по интерчейнджу, банки-эквайеры и процессинговые центры устанавливают свои надбавки, из которых складывается суммарная ставка по интернет-эквайрингу.
Можно выделить три сферы деятельности:
- E-commerce – 1,65-1,7%
- Авиа – 1,1-1,2%
- ЖКХ, государственные и муниципальные услуги – 0,5%
Самый низкий интерчейндж у ЖКХ, государственных и муниципальных услуг – мало найдется мошенников, которые захотят оплачивать штрафы или коммунальные услуги с краденных карт. Для сегмента Авиа интерчейндж также держится на довольно низкой отметке, так как специфика этой категории предполагает длинную запись – порядок передачи платежа в МПС, при котором, помимо данных платежной операции, передается номер билета и рейса. В случае с ecommerce появляется более серьезный риск мошеннических действий – средний интерчейндж для физических товаров составляет 1,65- 1,7%.
Интерчейндж делится между МПС и банком-эмитентом, при этом наибольшая часть суммы отходит второму. Кстати, именно благодаря существованию интерчейнджа банки-эмитенты имеют возможность начислять кэшбэки и предлагать своим держателям карт бонусы и другие стимулирующие программы лояльности.
Итак, у нас есть базовая ставка по интерчейнджу. Что дальше?
К размеру интерчейнжа прибавляется ставка банка-эквайера и/или процессингового центра – в эту ставку закладывается стоимость их услуг, на которую влияют следующие факторы:
- оборот торговой организации;
- финансовая схема расчетов;
- уровень риска клиента и индивидуальные технические доработки, требующиеся подключаемому сайту;
- себестоимость услуг банка/ процессингового центра;
- доход банка/процессингового центра;
Но почему одни процессинговые центры готовы работать и за 0,1%, а другие продают свои услуги значительно дороже? Дело в том, что разные процессинговые центры обладают разным спектром технических возможностей, влияющих на эффективность работы с платежным шлюзом и количество успешных платежей. В стоимость обслуживания также могут закладываться следующие элементы:
- Конверсия. Как мы рассказывали в предыдущем материале, конверсия важнее ставки за обслуживание, а экономия на комиссии может привести к существенно большим финансовым потерям из-за количества отклоненных платежей.
- Уровень сервиса. Круглосуточная поддержка, скорость реакции на обращения и оперативность решения текущих вопросов –расходы на качественную службу поддержку также закладываются эквайером в ставку.
- Уровень фрода. Низкая ставка нередко сопровождается низким уровнем антифрода, что, в свою очередь, может привести к незамеченным мошенническим действиям и чарджбеку, так как в случае конфликтов, финансовые санкции ложатся на интернет-предприятие.
- Технические возможности. Автоплатежи, кастомизация платежной формы, возможность отключения 3D-S – наличие или отсутствие этих и других технических возможностей также сказывается на конверсии платежей и итоговом объеме дохода интернет-предприятия.
Предположим, что предприниматель получил суммарную ставку по интернет-эквайрингу в 2,7%. На схеме ниже показано, как комиссия будет распределяться между участниками процесса:
Безусловно, предприниматель может обратиться напрямую в банк-эквайер и исключить из этой цепи процессинговый центр. Однако стоит понимать, что расходы на разработку и поддержание антифрод-систем и других технических возможностей закладываются в комиссию за обслуживание, и качество работы этих систем напрямую влияет на успешность приема платежей. Можно пойти в напрямую банк и получить конверсию 70%, а можно обратиться в процессинговый центр и получить 90% – каждый бизнес индивидуален, и предпринимателю следует учитывать, в первую очередь, особенности и потребности своего бизнеса – только в этом случае можно подобрать эффективное, надежное и удобное в ежедневной работе платежное решение.
Читайте также: Почему конверсия платежей важнее ставки за обслуживание