Соцмедиа, скорее, информируют, чем продают
Социальные медиа оказывают влияние на решение о покупке в 78% случаев. Такие данные приводит компания PricewaterhouseCoopers (PwC) в своем отчете «Глобальный ретейл на пороге революционных перемен» за 2016 год. И эта доля стремительно растет, ведь еще год в аналогичном исследовании той же компании она составляла 68%. Как же соцсети помогают людям совершить покупку?
Как выяснили исследователи из PwC, продавцам, использующим соцсети, прежде всего надо думать о том, как рассказать о товаре, а потом уже о кнопке «купить». Люди ценят соцмедиа за их информативность, а не возможность немедленно заплатить деньги и получить товар. Во всяком случае, три наиболее часто встречающихся варианта ответа были именно об информации.
Зачем покупателям социальные сети
Источник: PwC, Total Retail Survey, 2016, в среднем по миру
При всем том, страновые различия достаточно велики. В развивающихся странах, к числу которых смело можно отнести и Россию, в значительно большей степени обращают внимание на отзывы и комментарии о товаре, нежели в развитых.
Что делают в соцмедиа покупатели разных стран
Источник: PwC, Total Retail Survey, 2016, в среднем по миру
Достаточно заметны и различия в отношении жителей разных стран к рекламе. Правда, как легко видеть из приведенной диаграммы, россияне в этом отношении ведут себя так же, как и жители развитых стран, т.е. предпочитают рекламу не замечать. Китайцы также обращают внимание на рекламу заметно меньше, чем, скажем, бразильцы или индийцы. Это важно, потому что именно Китай можно считать «трендсеттером» онлайн-торговли. «Модели поведения современных потребителей в различных странах мира повторяют то, что уже продемонстрировал китайский рынок несколько лет назад», - пишут эксперты PwC. Так что, наши сограждане оказались в данном случае «в тренде». Вместе с тем, хоронить рекламу не стоит. В среднем по миру, она оказывает влияние на 30% онлайн-покупателей, а это не так уж и мало, а в таких странах как Индия, Южная Африка и Чили, эта доля близка к 50%.
Отзывы и комментарии, которые в огромном и все возрастающем количестве пишут пользователи в социальных сетях, могут дать ретейлерам хороший материал для исследований. Их формат уже получил даже специальный термин - listening («слушание»). Разработан и инструментарий для мониторинга мнений и высказываний пользователей.
Основными факторами, влияющими на роль соцмедиа в принятии решения о покупке, по мнению исследователей из PwC, можно считать географию (страну проживания) и возраст владельцев эккаунтов.
В развивающихся странах такое влияние очень сильно – его отметили 92% респондентов против 66% в развитых странах. Причем, разрыв между этими группами стран становится еще больше, если речь идет о роли взаимодействия пользователя с брендом в социальных сетях. Так, после просмотра страницы бренда, его рекламы, участия в конкурсе и т.п. в глазах 80% респондентов из развивающихся стран ценность бренда растет. У жителей развитых стран эта доля чуть меньше половины – 47%.
Говоря о возрасте, исследователи замечают, что после 45 лет сила их связи с брендом в соцмедийном пространстве ослабевает. Впрочем, маркетологи предсказывают изменение этой тенденции, когда на смену нынешнему пожилому поколению придут сегодняшние тридцатилетние, которые имеют гораздо больше опыта онлайн-коммуникации.
Инфографика - chartberry.com