Тренды и особенности рынка интернет-аптек
Data Insight представил отчет исследования потребительского поведения покупателей аптечного ассортимента, целью которого является глубокое и детальнее изучение особенности поведения покупателя аптечных товаров на онлайн-площадках и определение ключевых трендов, которые влияют на развитие рынка ePharma.
В 2021 году общий объем фармацевтического рынка России составил 2 295* (2 395**) млрд рублей. В свою очередь, объем аптечного рынка — 1 455* млрд рублей. Объемы продаж парафармацевтики и коммерческого сегмента — 289,3 млрд рублей и 1 166,2 млрд рублей соответственно. По данным Data Insight рынок ePharma в России в 2021 году составил 101 млн заказов и 168 млрд рублей. Количество онлайн-заказов в интернетаптеках в 2021 году увеличилось на 30% по отношению к 2020.
Объем онлайн-продаж за тот же период вырос в рублях на 34%. Средний чек увеличился на 3%. Доля рынка ePharma в 2021 году от всего коммерческого фарм рынка — 12% (в деньгах) выросла на 2% к 2020 году и на 5% к 2019 году. Ассортимент представленного товара в аптеках сегодня отличается наличием категории «Рецептурные препараты» в офлайн-точках и «частичным» присутствием их в онлайн: заказать (забронировать) RXпрепараты с доставкой в аптеку и воспользоваться самовывозом сегодня возможность есть, а заказать с доставкой до двери — нет.
На динамику развития рынка интернет-аптек сегодня оказывают влияние:
- Тренды всего eCommerce — а именно перетекание покупателей из офлайн в онлайн, которое ускорилось в период пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничительных мер.
- Рост количества и активное развитие онлайн-площадок для покупки аптечного ассортимента. (развитие онлайн-каналов у аптек, разрешение продажи лекарственного ассортимента на маркетплейсах).
- Развитие сервисов доставки в сегменте eGrocery.
- Действия государства: варианты реализации разрешения доставки RX-препаратов на дом, введение электронного рецепта.
- И особенности покупательского поведения людей, совершающих покупки аптечных товаров.
Основные выводы
- 63% интернет—пользователей использовали для покупки аптечного ассортимента оба канала: онлайн и офлайн. Мы назвали их омни-покупателями.
- Суммарные траты на покупку (онлайн и офлайн) аптечного ассортимента у омни-покупателей в 1,5 раза выше, чем у покупателей, использующих для покупки только офлайн-канал.
- 74% — доля онлайн-заказов, для получения которых омни-покупатели используют самовывоз.
- Основной конкурент онлайн-площадок — ближайшая аптека.
- 51% ответов офлайн-покупателей и 42% ответов омни-покупателей содержат причину «Проще зайти в ближайшую аптеку».
Регионы
- Лидер по тратам на аптечные товары (как онлайн, так и офлайн) — макрорегион «Москва и Московская область».
- Структура чека омни-покупателей одинакова для покупателей во всех регионах.
- Каждый пятый (23%) омни-покупатель живет в Москве или Санкт-Петербурге.
- 54% жителей Сибирского федерального округа имеют менее 50% долю покупок аптечных товаров в онлайн от всех покупок аптечных товаров, что на 17% больше, чем в среднем по России
Категории и площадки ТОП-3 самых популярных категорий для заказа через интернет:
- Безрецептурные лекарственные средства (входят в 84% заказов),
- Витамины и БАДы (в 61%),
- Рецептурные лекарственные средства (в 59%). ТОП-3 площадок для покупки аптечного ассортимента:
- apteka.ru — 55%,
- eapteka.ru — 5%,
- ozon.ru — 5%,
- 8% заказов было сделано на маркетплейсах.
Количество онлайн-площадок, используемых для регулярного заказа онлайн-ассортимента, растет в зависимости от стажа онлайн-покупок.
Основные причины роста доли онлайн-заказов для потребителей
Покупатели аптечного ассортимента являются ценозависимыми. В онлайн-аптеки покупатель идет прежде всего за низкой ценой, поэтому важным является развитие сервисов по сравниванию цен на препараты, а также программ лояльности.
Причины роста доли доставки в онлайн-заказах
Мотив покупки аптечного ассортимента — экономия времени — лидирует среди ответов респондентов. Основной конкурент онлайн-площадкам — ближайшая аптека.
Причины отказа от доставки онлайн-заказа
Онлайн-опрос покупателей (18+) в рамках исследования «Покупатели аптечного ассортимента», вся Россия, N=1740. Вопрос: «Укажите причины, по которым Вы не пользуетесь доставкой лекарственных средств и аптечного ассортимента на дом?». N=1000, только омни-покупатели. 48% 42% 33% 25% 17% 11% 9% 8% 7% 7% 1% Возможность не платить за доставку — основной сдерживающий фактор не использования доставки онлайн-заказов на дом.
Продажи по регионам
Методика исследования
Квотирование для опроса производилось по онлайн-покупателям аптечного ассортимента в каждом из 8 макрорегионов России: МСК и МО, ЦФО (без Москвы и МО), СЗФО, ЮФО и СКФО, ПФО, УФО, СФО, ДФО. Далее было произведено перевзвешивание полученных результатов на всю совокупность интернет-пользователей России в каждом из макрорегионов с учетом пола и возраста. Категоризация аптечного ассортимента для опроса была создана на основе анализа группировки ассортимента на крупных интернет-площадках и данных, полученных на основе опроса интернет-аптек и опроса покупателей:
- рецептурные лекарственные средства (в том числе то, на что рецепты не спрашивают, хотя они есть);
- безрецептурные лекарственные средства;
- витамины и БАДы;
- медтехника (костыли, аппараты для измерения давления, уровня сахара крови и др.);
- расходные материалы (бинты, вата, шприцы, иглы, полоски Accu-Chek и др.);
- средства гигиены для взрослых (впитывающее белье и пеленки, присыпки, презервативы, масла и т. д.)
- средства гигиены для детей (подгузники, масла, присыпки и др.);
- лечебная косметика (крема, шампуни и т. д.);
- продукты питания, лечебная вода, (диетическое питание, батончики, гематоген и др.);
- детское питание, вода для детей (смеси, пюре и др.).