Три простых методики анализа вашего бизнеса
Каждый владелец собственного небольшого бизнеса в определенный момент задумывается о расширении и росте. Но часто мысли эти не приводят к каким-либо эффективным действиям. При правильном изначальном векторе и хорошей инерции рост все равно есть, однако потенциал используется далеко не полностью. Для того, чтобы составить полноценный план развития, необходимо иметь четкую картину текущего состояния дел. В этом вам помогут три простых и проверенных временем методики анализа бизнеса, описанные в данном материале.
SWOT
Акроним SWOT составлен из первых букв слов strengths, weaknesses, opportunities, threats. Соответственно, SWOT-анализ подразумевает изучение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Факторы также могут распределяться по признаку принадлежности к внутренней и внешней среде.
Для визуализации данных используется таблица. Названия рассматриваемых аспектов вполне отражают суть. В ячейке сильных сторон перечисляются ваши конкурентные и прочие преимущества, слабые стороны – то, чем вы не можете похвастать, в ряд возможностей записывается все, что может оказать положительное влияние на ваше дело, а к угрозам можно отнести как действия конкурентов и другие негативные внешние факторы, так и особо вредные внутренние слабые стороны.
В общем и целом, заполнение ячеек SWOT-анализа – полезное упражнение на любой стадии развития собственного дела. Его результат даст вам четкую картину, на основе которой принимать решения о дальнейшей деятельности будет проще и легче.
Пять сил Портера
Следующая методика – так называемый «Анализ пяти сил Портета» (Porter’s Five Forces). Согласно определению из Википедии, это методика для анализа отраслей и выработки стратегии бизнеса, разработанная Майклом Портером в Гарвардской бизнес-школе в 1979 году. Результатом проведения этого анализа становится ясное описание конкурентной среды.
Первая сила – новые конкуренты. Открыт ли избранный вами рынок для новых игроков? Каковы условия входа в него? Как таковая, электронная коммерция не требует больших стартовых ресурсов, однако окончательная стоимость входа зависит от товарной категории и сегмента, так что определенные рамки есть в любом случае.
Вторая сила – угроза появления заменителей. В применении к онлайн-торговле, заменителями можно назвать конкурентов, продающих аналогичный вашему товар, а также телемагазины, торговлю по каталогам.
Третья сила – рыночная власть ваших клиентов. Значение имеют их способность диктовать вам свои условия и реальная покупательская способность.Четвертая сила – рыночная власть ваших поставщиков. Здесь также имеет значение уровень диктата, равно как и способность/желание компаний, у которых вы закупаете товар, поднимать или, наоборот, понижать цены.
Пятая сила – степень и тип конкуренции в избранной вами нише. Где-то конкуренты готовы натурально саботировать деятельность друг друга, а где-то борьба ведется на более джентльменских условиях.
Анализ пяти сил Портера позволяет получить ясную картину среды, в которой вы осуществляете или планируете осуществлять свою деятельность.
Пять К маркетинга
Третья предлагаемая методика анализа – «Пять К маркетинга» (Five C's of Marketing). Она также предназначена для выяснения нюансов и особенностей конкурентной среды.
Первое К – Компания. Этот пункт заполняется базовой информацией о том, чем вы занимаетесь, зачем вы этим занимаетесь, какими ресурсами располагаете и т. п.
Второе К – Кооперация (в смысле сотрудничество, совместная работа). Здесь вы можете описать свои взаимоотношения с внешними поставщиками товаров и услуг, от которых зависит ваша работа.
Третье К – Клиенты. В этом пункте перечисляются ответы на вопросы о типе и характере вашей целевой аудитории, предпочитаемых каналах взаимодействия, потребностях и возможностях и т. п.
Четвертое К – Конкуренты. Тут можно перечислить и систематизировать все, что вам известно о тех, кто играет на одном с вами поле. Отделяйте непосредственных конкурентов от косвенных, прямые и ближайшие угрозы от перспективных и так далее.
Пятое К – Климат. Речь, конечно, идет о деловом климате на рынке в общем и в избранной нише в частности. Подумайте, какие внешние, подконтрольные и стихийные силы оказывают влияние на ваше дело.
Анализ собственного бизнеса может быть как простым, так и достаточно сложным процессом. Предложенные выше методики позволят вам получить представление о текущем положении дел, на основе которого вы сможете принять решения о дальнейших действиях.