Как сделать «бесплатную доставку» выгодной
Бесплатная доставка, конечно, является сильным стимулом для покупателя. Это утверждение не противоречит простой логике, хотя в его поддержку можно найти и массу исследований. Но для магазина бесплатная доставка далеко не всегда означает прибыль. Больше клиентов, больше продаж – да, но прибыль, деньги – нет. Как же сделать бесплатную доставку действительно выгодной для и-коммерсанта? Рассмотрим подходы и расчеты в этом материале.
Для начала следует определить, дает ли бесплатная доставка прирост конверсии в вашем конкретном случае. Логика логикой, но ситуации бывают разными. Делаем простой A/B-тест:
Вариант A — без предложения бесплатной доставки
Вариант B — с предложением бесплатной доставки
Важно: мы будем рассчитывать чистую прибыль на клиента, поэтому для тест лучше делать не с помощью CSS, а заведя соответствующие URL.
Скажем, тест дал такие результаты:
- Конверсия: +26%
- Средний чек: +5%
- Рентабельность/заказ: -32%
Итого, изменение чистой прибыли равно (1.26) * (1.05) * (0.68) = -10%
Таким образом, рост конверсии подтвержден. Следует отметить, что отрицательный рост прибыли не всегда негативно сказывается на бизнесе в целом. Например, если львиную долю заказов в вашем магазине делают возвращенцы, за счет временной потери в прибыли вы наращиваете клиентскую базу и повышаете LTV. Кроме того, предлагать бесплатную доставку с отрицательной для вас прибылью можно лишь определенным сегментам аудитории, представителей которых вы хотите превратить в постоянных клиентов.
Бесплатная доставка при заказе от N р.
Итак, рост конверсии подтвержден, осталось лишь выяснить, какой минимальный заказ даст наибольший рост прибыли. Делаем следующий тест:
Бесплатная доставка при заказе от 3500 р.
Бесплатная доставка при заказе от 4000 р.
Увеличивая сумму в чеке, которая позволяет клиенту переложить расходы на доставку на вас, вы «заставляете» некоторую часть своей аудитории тратить больше.
Скажем, результаты у вас следующие:
Вариант с бесплатной доставкой при заказе от 3500 р.
- Конверсия: +20%
- Средний чек: +10%
- Рентабельность/заказ: -13%
Итого, изменение чистой прибыли равно 15%
Вариант с бесплатной доставкой при заказе от 4000 р.
- Конверсия: +8%
- Средний чек: +8%
- Рентабельность/заказ: -5%
Итого, изменение чистой прибыли равно 11%
Можно еще поиграть с порогами минимального заказа, но в нашем примере все понятно: 3500 р. дают лучший результат, чем 4000 р. Меньший минимальный чек дает меньшую прибыль, равно как и больший. Дальнейший «тюнинг» — дело вкуса и объемов. Небольшой прирост в десятые доли процента будет заметен при большом количестве заказов, если же такого пока не наблюдается, получите опыт, но не ощутимый эффект в денежном выражении.
Бесплатная доставка для определенных категорий товаров
Этот вариант применения бесплатной доставки хорош для привлечения внимания к определенным категориям. Например, вы ввели в ассортимент что-то новое, или же товары одной из уже существующих категорий собрали на складе больше пыли, чем все остальные, и вы хотите их продать, или в структуре продаж доминирует определенный тип товаров, доставка которых обходится недорого, и, повысив объемы, вы можете выбить из поставщика дополнительные скидки. Кроме того, в большинстве случаев вы можете позволить себе продлить срок действия предложения бесплатной доставки.
Конечно, для начала надо все протестировать. Делаем такой вариант:
и сравниваем его с вариантом, где бесплатная доставка не предлагается
Получаем такие результаты:
- Конверсия: +8%
- Средний чек: +2%
- Рентабельность/заказ: -2%
Итого, изменение чистой прибыли равно 8%
Кроме упомянутого выше примера, можно сказать, что бесплатная доставка для определенной категории товаров также помогает пополнить сегмент постоянных покупателей этой категории. В этой связи неплохо применять данную тактику к тому, что имеет признаки расходников, но при этом подразумевает минимальный чек, покрывающий ваши затраты на отправку заказа и позволяющий хотя бы сработать «в ноль».
Стоимость доставки, включенная в стоимость товара
Самый простой вариант использования «бесплатной доставки» в интернет-магазине. Просто включите ее в стоимость товара. Для тестирования сделаем два варианта:
Категория «Обувь» — вариант без бесплатной доставки с обычными ценами
Категория «Обувь» — вариант с бесплатной доставкой с повышенными ценами
Повышение цены на 200 р. для каждой модели. И результаты вполне могут превзойти все ожидания, например:
- Конверсия: +18%
- Средний чек: +15%
- Рентабельность/заказ: -5%
Итого, изменение чистой прибыли равно (1.18) * (1.15) * (.95) = 26%
А это, заметьте, совсем не мало. Следует учитывать, конечно, что данный результат применим только к одной категории, однако сути это не меняет: бесплатная доставка, как мы отмечали ранее, является сильным стимулом. Даже если для получения такого бонуса покупатель должен пройти "квалификацию чеком". Даже если бесплатная доставка применима только к одной категории.
Какой опытом можете поделиться вы? Как обстоят дела с бесплатной доставкой в вашем магазине? Если вы пробовали, но результат получили сугубо отрицательный, возможно, подготовка внедрения была недостаточной. В любом случае, делитесь мнениями в комментариях.
По мотивам материала How to Make “Free Shipping” Profitable