Почему персонализация будет бесплатной

Смотрите в каталоге
Почему персонализация будет бесплатной

Персонализация — это один из самых заметных трендов в интернете за последние десять лет. В статье мы дадим краткий вводный курс о том, что такое персонализация и как ее применяют, а также рассмотрим, что мешает интернету стать полностью персонализированным — и почему это только временные препятствия.

Что такое персонализация

Для тех, кто еще не знаком с термином, персонализация в интернете — это когда контент меняется в зависимости от взаимодействующего с ним пользователя. Пожалуй, это наиболее широкое определение. Самый очевидный пример: поисковая выдача.

У разных людей результаты будут отличаться. Почему?

Как это работает

Если коротко, то каждое наше действие в сети сливается в огромный котел под названием “Большие данные”. Можно рассматривать это так: вы завели почту на “Яндексе” — бросили в котел информацию о своем возрасте, поле и всем, что указали в профиле. Зарегистрировали на эту почту профиль на “Drom.ru” — добавили данные о своем автомобиле. Сделали в “Яндекс” десяток запросов про фантастические фильмы и литературу — теперь котел знает, что вы любите читать и смотреть. И таким наполнением котла вы занимаетесь всю сознательную пользовательскую жизнь. Получается суп, названный в вашу честь.

Но это не конец истории. У каждого есть такой же котел. Содержимое некоторых из них похоже между собой. Поэтому математически можно вывести закономерности — и предсказывать, что вам понравится, исходя из того, что понравилось похожим на вас людям. Большинству людей, которые поставили 10 баллов фильму “Звездный десант” также понравился фильм “Марсианин” — значит, если вы высоко оценили один из них, то вам понравится и второй.

Где нашла применение персонализация

С персонализацией, основанной на больших данных, вы сталкиваетесь ежедневно. Речь о персональных рекомендациях — это довольно сложный внутренне и простой внешне механизм.

  • Посмотрите ролик на Youtube — и сайт предложит вам несколько схожих по тематике.
  • Поищите какой-нибудь товар в интернете — и начнете видеть рекламу с ним на всех сайтах.
  • Почитайте статьи только одной тематики — и вам придет рассылка с тематическими статьями внутри.

И так далее.

Любую технологию будут стремиться коммерциализировать. Это произошло и с персонализацией.

Как интернет-магазинам продают персонализацию

Наверное, замечали, что крупные онлайн-магазины рекомендуют подозрительно “неслучайные” товары. Например, автомагнитолу именно той марки, которой вы активно интересовались в последние дни. Это работает ваш “котел” вместе с алгоритмами персональных рекомендаций. Аналогично — с большими контент-проектами, вроде “Кинопоиска” или “Last.fm”, в их ядре лежит идея с рекомендациями.

Хорошая штука? Несомненно. И дорогая, если ее делать индивидуально с нуля.

Каждый, даже небольшой сайт, будь он магазином или нишевым СМИ, хочет персонализировать контент. Нанимать разработчиков и делать свои рекомендательные алгоритмы им часто не по карману. Так появились вторые участники этой игры — внешние рекомендательные системы. Они создали универсальные решения, которые можно быстро интегрировать в сайт и увидеть персонализацию в деле. Как правило, 90% таких систем имеют бесплатные версии, а для того, чтобы открыть базовый функционал полностью — нужно заплатить.

Почему платные решения для персонализации уйдут в прошлое

Как только появляется новый тренд — на нем пытаются быстро заработать. Но кому теперь нужны интернет-кафе, если в любом кафе бесплатный интернет?

То же самое происходит с персонализацией. Часть внешних рекомендательных систем до сих пор пытаются зарабатывать на базовой потребности сайтов. Наиболее сообразительные отказались от такой модели монетизации и ищут другие пути.

Собственно, почему платные рекомендации — это тупиковая ветвь эволюции:

  • Персонализация воспринимается пользователями как данность благодаря популярным сайтам (Google, большие кино- и музыкальные сервисы, магазины и т.д.). Значит, к ней будут стремиться прийти все.
  • Рост числа игроков заставит разработчиков предлагать все более доступные решения, дабы вытеснить с рынка конкурентов. Доступные — значит, бесплатные.
  • Решения для персонализации будут включаться в CMS для сайтов по умолчанию — как случалось до этого со многими другими популярными технологиями (вспомните адаптивные по-умолчанию шаблоны Worpress хотя бы). Это поспособствует еще большему распространению технологии. К слову, наш REES46 интегрировали в базовую комплектацию Advantshop, и это только начало.

Проще говоря, продавать персонализацию интернет-магазинам — это все равно, что продавать воздух водолазам. Вроде бы никуда не денешься, но что-то подсказывает, что тобой манипулируют.

Как сделали мы

REES46 тоже начинался как рекомендательная система, у которой часть функций была бесплатной, но за полный боекомплект приходилось платить. Мы вовремя поняли, что поезд едет не туда, и поменяли направление.

С весны 2015-го все базовые рекомендательные алгоритмы сделали бесплатными. Любой сайт с любым количеством посетителей мог пользоваться системой без ограничений. В чем подвох? Подвоха нет.

Мы нашли новые источники монетизации:

  1. Сохранили отраслевые рекомендации в качестве дополнительной платной опции. Алгоритмы, лучше всего работающие с конкретной отраслью: магазины одежды, детских товаров, продажа путевок, сайты СМИ — у всех свои тонкости в рекомендациях. Если кто-то хочет дополнить базовые механизмы такой надстройкой — у него всегда есть возможность.

Например, при внедрении отраслевых алгоритмов в товарные рекомендации магазина одежды показатель CTR демонстрирует дополнительный прирост 50% (с обычными алгоритмами — прирост 25%). Отраслевые рекомендации находят применение в мультиканальном продвижении: так показатель конверсий триггерных рассылок увеличивается в среднем на 110-130%.

Подробно об отраслевой персонализации читайте в материале "Зачем нужна отраслевая персонализация".

  1. Платное автономное решение. Свой физический сервер для всех вычислений, наилучшая производительность. Если есть такая потребность — можно проапгрейдить свой сайт по-полной.
  2. Монетизация за счет использования системы рекомендаций как рекламного канала для производителей товаров. Такого раньше никто на российском рынке не делал — мы стали предлагать производителям товаров продвигать продукцию через блоки с рекомендациями в интернет-магазинах. И естественно, продвигать только те товары, которые есть в каталоге конкретного магазина. По клику пользователь не уходит на другой сайт, а делает покупку в этом же магазине — это выгодно для ритейлера. В итоге магазин получает прежнюю прибыль с продаж плюс дополнительный доход от продвижения, пользователи получают качественные рекомендации, как и прежде, а производитель — больше продаж своего бренда.

Пример, как это сработало. Есть реальный бренд производителя видеорегистраторов. Название мы раскрывать не в праве, поэтому пусть он называется Regio. Средняя стоимость продукции — в районе 14 000 рублей. Продвижение бренда было запущено в трех тематических интернет-магазинах. Конкурентная среда — довольно агрессивная: 32 конкурента, заметные в отрасли бренды (AVC, Prestigio, TrendVision и другие). Эксперимент длился 90 дней, и вот каких показателей бренд достиг за это время:

  • Количество просмотров товаров Regio выросло с 6094 до 7615. Казалось бы, не очень впечатляющий результат, но нужно помнить, что товары не просто мелькаю в каталоге, а появляются в разделах рекомендаций.
  • Количество рекомендованных просмотров выросло с 1377 до 2146. Сами по себе просмотры мало, о чем говорят, но самое интересное впереди.
  • Количество продаж выросло с 26 до 41. При этом если раньше блоки рекомендаций продавали только 7,7% всей продукции, то с активированной моделью продвижения результат стал 24,4%.

Даже если брать усредненные значения, нетрудно посчитать, что за период эксперимент бренд заработал “лишних” 210 000 рублей. Это притом, что в качестве канала продвижения использовалось только 3 магазина.

Технология очень перспективная, но всегда нужно учитывать эффективность канала. Так, например, продвижение тех же видеорегистраторов в гипермаркете электроники тоже дало бы результаты, но уже более скромные. И даже с виду два одинаково перспективных канала могут давать разный выхлоп. Поэтому мы, например, прикрутили к системе аналитику — чтобы можно было вовремя реагировать и заменять одни каналы другими.

В течение пары лет персонализация станет таким же обычным делом, как бесплатный wi-fi в метро. Удачи в бизнесе!

Компании и сервисы: AdVantShop.NET, WordPress, REES46 - центр управления конверсией
Автор: Анна

Подписаться на новости

Читайте также

5 способов предугадать поведение мобильных пользователей на вашем сайте

Очевидно, что владельцы онлайн-бизнеса должны подстраиваться под требования владельцев мобильных устройств, чтобы обеспечить дальнейшее развитие и рост своего дела. Поэтому, предлагаем вам советы о том, как сделать первые шаги в оптимизации сайта под мобильные устройства.

далее →

6 апреля / Комментарии

Реальный e-commerce. Особенности контекстной рекламы для интернет-магазинов

Наиважнейшим вопросом для абсолютно всех без исключения интернет-магазинов является продвижение и привлечение посетителей на сайт для последующей конвертации их в покупатели.  Для многих e-commerce проектов контекстная реклама является главным поставщиком клиентов.  Эффективность контекстной рекламы интернет-магазинов зависит от массы факторов и сегодня мы поговорим о том что нужно делать чтобы выделенный на контекстную рекламу бюджет был использован максимально эффективно.

далее →

31 марта / Комментарии

6 трюков для интернет-магазина, или почему стоит покупать кроссовки в интернете

Что останавливает клиента перед покупкой в интернет-магазине? Есть несколько главных факторов, о которых знает большинство маркетологов интернет-магазинов. Но как они используют эти знания? Сегодня мы познакомим вас с шестью отличными трюками, которые помогут не только привлечь клиента, но и сделать его настоящим амбассадором бренда. В данной статье хотелось бы обратиться к маркетологам интернет-магазинов. Давайте мы приведем несколько фактов, которые останавливают потребителя перед покупкой в интернет-магазине? А вы подтвердите или опровергните их с учетом Вашего собственного опыта и знаний в комментариях.

далее →

28 марта / Комментарии

Надо срочно брать! 6 способов использования возможных ограничений для повышения продаж

В идеальном мире, существующем, наверное, в голове любого продавца, каждый посетитель магазина становится покупателем. В мире реальном, конечно, ничего подобного не происходит. Повышение конверсии – вечный вопрос для ритейлеров всех мастей и размеров, от самых небольших магазинчиков с минимальным трафиком до крупных сетей, которые ежедневно посещают миллионы покупателей. Давайте посмотрим, как можно решать этот вопрос с помощью ограничений.

далее →

24 марта / Комментарии

Как продавать больше: 12 практических советов ритейлеру

В интернете можно найти огромное количество информации о том, как продавать больше при помощи акционных предложений, управления ассортиментом, ценовых стратегий, анализа рынка и даже психологических приемов в ценообразовании. Мы объединили те из них, которые могут дать быстрый и ощутимый эффект

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook