Коллаборативная фильтрация и рынок "лимонов" Акерлофа

Коллаборативная фильтрация  и рынок "лимонов" Акерлофа

Вот интересная тенденция. Разброс в стоимости билетов на концерты звезд – составляет огромную разницу, если сравнивать, скажем, Мадонну и какого-то заштатного исполнителя. А вот CD разного качества (не с точки зрения качества болванки и упаковки, а с точки зрения качества музыкального содержания) находятся в одном ценовом диапазоне. А легальные треки для скачивания так и вообще почти одинаковы по цене.

В 1970 году Джордж Акерлоф написал статью «Рынок лимонов». В 2001 году получил за нее Нобелевскую премию. Идея в следующем: На некоторых рынках продавец и покупатель располагают различной информацией о качестве продукта. Например, покупатель оценивает качество товара статистически, а продавцу известно качество каждой единицы товара индивидуально. Ну, например, я в принципе знаю, что такое фольксваген пассат 2000 года с пробегом до 200 тыс., но когда иду на рынок, то сталкиваюсь с КОНКРЕТНЫМИ МАШИНАМИ с их индивидуальными особенностями. При этом продавцу они известны гораздо лучше чем мне.

Если в начальный момент на рынке существует некий баланс хороших  автомобилей и «лимонов« (так в Америке называют изношенные машины со скрытыми дефектами) то сформируется некая «средняя начальная цена спроса». Такая цена может не устроить некоторых продавцов хороших автомобилей, и они откажутся их продавать, а обладатели плохих автомобилей станут их продавать активнее. В результате доля хороших автомобилей на рынке сократится, плохих — возрастет. Кроме этого, те, кто купил «лимон» может вернуться на рынок уже в качестве продавца. Покупатели оценят изменившуюся ситуацию, их спрос на данный тип машин снизится. Снизившаяся цена побудит еще какую-то часть владельцев хороших автомобилей снять товар с  продажи и т.д. Происходит так называемый «неблагоприятный отбор». В конце концов хорошие автомобили могут оказаться полностью вытесненными с рынка, и на нем установится равновесие спроса и предложения «лимонов».

Согласитесь, что ситуация с рынком медийных продуктов (книг, музыки) имеет некоторые общие аспекты. Огромный ассортиментный ряд, более низкие издержки на производство низкокачественной продукции (литературные рабы и т.п.) и при этом фактическая невозможность разобраться в качестве, уже придя в магазин. Типичная ситуация ассимметричной информированности покупателя и продавца. Результат по Акерлофу — полки замусориваются, количество низкокачественных продуктов растет, продажи конкретных наименований очень низки, ценовая конкуренция усиливается. Не правда ли  — так все и есть. Если не верите – зайдите в книжный магазин :).

Лекарство от «неблагоприятного отбора» — сбор и адекватное отображение информации о каждом конкретном продукте (в случае автомобиля –  например экспертная оценка на аукционах и т.п.) которую необходимо решать институационально. В случае медийных продуктов роль этих институтов выполняют коллекции отзывов и оценок самих пользователей продуктов (рекомендательные системы). Я думаю, что  таким проектам будет отведена вполне приличная роль в электронной коммерции.И простота их реализации в интернете – одно из ключевых преимуществ электронной коммерции медийных продуктов перед офлайновым ритейлом.

Идеологом озвученной теории является профессор Высшей Школы Экономики Александр Долгин, создатель проекта IMHONET, работающего по принципу коллаборативной фильтрации отзывов пользователей.

Всем интересующимся темой экономики цифровых продуктов рекомендуем почитать книги Александра Долгина и в первую очередь, "Экономику символического обмена".

Антон Терехов

Автор: anton Terekhov Anton

Подписаться на новости

Читайте также

Mobile First: 5 фактов о push-уведомлениях в мобильных приложениях

Дать пользователям действительно стоящий повод возвращаться в приложение на ежедневной или еженедельной основе – задача нелегкая, однако именно она играет решающую роль для его успеха. Сегодня Insider поделится своими выводами о самом широко обсуждаемом канале коммуникаций – мобильных push-уведомлениях.

далее →

Почему программы лояльности не работают

В ритейл-компаниях программы лояльности плавно влились в модель продаж как неотъемлемая составляющая. Но дают ли они реальное преимущество перед другими участниками рынка организаторам бонусных программ, программ скидок и программ привилегий? В этой статье вопрос о причинах неудач изложен с позиции банков.

далее →

6 апреля / Комментарии

«Клёв будет!»: история о том, как собрать в четыре раза больше лидов

Проблема интернет-магазинов в том, что обычно они не очень активно работают над лидогенерацией и упускают большую потенциальную возможность дохода. Сегодня мы расскажем вам про то как интернет-магазину подводного снаряжения vlastah.ru удалось собрать в четыре раза больше лидов, которые в результате принесли 28% от общего числа заказов.

далее →

19 марта / Комментарии

Кейс финского бренда FiNN FLARE: как товарные рекомендации увеличили выручку до 13,4%

Сегодняшнему покупателю так просто не угодишь. Ему важны не только ассортимент и цены интернет-магазина, но и возможность быстро найти то, что ему нужно. Эту проблему решают товарные рекомендации, расположенные на разных страницах магазина. Их задача - показать пользователю интересные именно ему товары. Выгоду получают обе стороны: покупатель, который быстро нашел необходимые товары, остается довольным, а магазин получает возможность увеличить прибыль и средний чек. Подробнее о том, как внедрение товарных рекомендаций увеличивает конверсию и выручку магазина, рассказываем на примере интернет-магазина FiNN FLARE.

далее →

6 марта / Комментарии

Growth Hacking в триггерных письмах интернет-магазина ekonika.ru: 4 кейса и рост конверсии на 68%

Сегодня мы расскажем о том, как работа над деталями и тестирование различных психологических триггеров помогла интернет-магазину ekonika.ru увеличить Open Rate, CTR и конверсию триггерных писем.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook