Коллаборативная фильтрация и рынок "лимонов" Акерлофа

Коллаборативная фильтрация  и рынок "лимонов" Акерлофа

Вот интересная тенденция. Разброс в стоимости билетов на концерты звезд – составляет огромную разницу, если сравнивать, скажем, Мадонну и какого-то заштатного исполнителя. А вот CD разного качества (не с точки зрения качества болванки и упаковки, а с точки зрения качества музыкального содержания) находятся в одном ценовом диапазоне. А легальные треки для скачивания так и вообще почти одинаковы по цене.

В 1970 году Джордж Акерлоф написал статью «Рынок лимонов». В 2001 году получил за нее Нобелевскую премию. Идея в следующем: На некоторых рынках продавец и покупатель располагают различной информацией о качестве продукта. Например, покупатель оценивает качество товара статистически, а продавцу известно качество каждой единицы товара индивидуально. Ну, например, я в принципе знаю, что такое фольксваген пассат 2000 года с пробегом до 200 тыс., но когда иду на рынок, то сталкиваюсь с КОНКРЕТНЫМИ МАШИНАМИ с их индивидуальными особенностями. При этом продавцу они известны гораздо лучше чем мне.

Если в начальный момент на рынке существует некий баланс хороших  автомобилей и «лимонов« (так в Америке называют изношенные машины со скрытыми дефектами) то сформируется некая «средняя начальная цена спроса». Такая цена может не устроить некоторых продавцов хороших автомобилей, и они откажутся их продавать, а обладатели плохих автомобилей станут их продавать активнее. В результате доля хороших автомобилей на рынке сократится, плохих — возрастет. Кроме этого, те, кто купил «лимон» может вернуться на рынок уже в качестве продавца. Покупатели оценят изменившуюся ситуацию, их спрос на данный тип машин снизится. Снизившаяся цена побудит еще какую-то часть владельцев хороших автомобилей снять товар с  продажи и т.д. Происходит так называемый «неблагоприятный отбор». В конце концов хорошие автомобили могут оказаться полностью вытесненными с рынка, и на нем установится равновесие спроса и предложения «лимонов».

Согласитесь, что ситуация с рынком медийных продуктов (книг, музыки) имеет некоторые общие аспекты. Огромный ассортиментный ряд, более низкие издержки на производство низкокачественной продукции (литературные рабы и т.п.) и при этом фактическая невозможность разобраться в качестве, уже придя в магазин. Типичная ситуация ассимметричной информированности покупателя и продавца. Результат по Акерлофу — полки замусориваются, количество низкокачественных продуктов растет, продажи конкретных наименований очень низки, ценовая конкуренция усиливается. Не правда ли  — так все и есть. Если не верите – зайдите в книжный магазин :).

Лекарство от «неблагоприятного отбора» — сбор и адекватное отображение информации о каждом конкретном продукте (в случае автомобиля –  например экспертная оценка на аукционах и т.п.) которую необходимо решать институационально. В случае медийных продуктов роль этих институтов выполняют коллекции отзывов и оценок самих пользователей продуктов (рекомендательные системы). Я думаю, что  таким проектам будет отведена вполне приличная роль в электронной коммерции.И простота их реализации в интернете – одно из ключевых преимуществ электронной коммерции медийных продуктов перед офлайновым ритейлом.

Идеологом озвученной теории является профессор Высшей Школы Экономики Александр Долгин, создатель проекта IMHONET, работающего по принципу коллаборативной фильтрации отзывов пользователей.

Всем интересующимся темой экономики цифровых продуктов рекомендуем почитать книги Александра Долгина и в первую очередь, "Экономику символического обмена".

Антон Терехов

Автор: anton Terekhov Anton

Подписаться на новости

Читайте также

14 ноября / Комментарии

Кейс Shopping Live: как увеличить возврат инвестиций в рекламу с помощью предиктивных технологий

Перед Shopping Live стояла задача оптимизации кампаний в Google Adwords и Яндекс.Директ, что позволило бы снизить CPO (cost per order, cтоимость заказа) и также сократить ДРР. Особенно остро вопрос стоял для кампаний в Яндекс.Директ, так как именно на этот канал приходится большая часть трафика интернет-магазина.

далее →

25 сентября / Комментарии

Бизнес-процессы под микроскопом. Анализируем основу бизнеса

Внедрение CRM позволяет значительно повысить эффективность работы бизнеса и персонализировать общение с клиентами. Каждый бизнес по своему уникален, поэтому не существует единой модели глубокой интеграции CRM системы. В каждом проекте есть свои особенности, которые нужно учесть и правильно реализовать штатным функционалом системы.

далее →

19 сентября / Комментарии

«Битрикс24» сложен для вас? Его можно упростить

Для сферы В2В зачастую оптимальной CRM-системой является «Битрикс24». Разберем два вида обработки входящих клиентов в «Битрикс24»: с лидами и без лидов.

далее →

12 сентября / Комментарии

Как избежать проигрыша и увеличить эффективность сервиса

В гонке за прибылью можно потерять сервис — важный элемент в работе интернет-магазина. В прошлом году на конференции “Электронная торговля — 2017” Алёна Миронова, директор по маркетингу Деликатеска.ру (на момент изложение доклада), рассказала, как избежать проигрыша и увеличить эффективность сервиса. Мы выделили из её выступления важное и записали для вас.

далее →

11 сентября / Комментарии

Автоматизированные серии писем в интернет-магазине

Нет ничего приятнее, когда роботы регулярно увеличивают вашу прибыль. В интернет-магазине это возможно с помощью автоматизированного e-mail-маркетинга. Письма, которые рассылаются автоматически, бывают разных видов. Давайте теперь вместе разберемся, из чего же состоит наша автоворонка.

далее →

X
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать Shopolog.ru в Facebook