Поиграть не желаете? Игровые механики в интернет-магазине
На основе материала How to Use Gamification to Reward Customers and Engage Prospects
Наверное, нет такого владельца интернет-магазина, который не хотел бы привлечь на свой сайт новых покупателей. Они же могут оформить заказы, заплатить деньги, повысить прибыльность бизнеса. То есть конечная цель – все-таки заработать больше денег, а не увеличить список покупателей. Но если так, разве обязательно посвящать львиную долю времени и ресурсов привлечению новых посетителей? Вовсе нет. Повысить прибыльность интернет-магазина можно и с помощью старых клиентов.
Агентство Bain & Company как-то провело интересное исследование. Согласно его результатам, удержание состоявшегося покупателя обходится бизнесу в 6–7 раз дешевле, чем привлечение нового клиента. Более того, пятипроцентный рост лояльности может привести к росту прибыли на 25–95 процентов. Однако не все так просто. Удержать клиента можно и с помощью простых мер: более быстрая реакция на запросы, бесплатные мелочи в заказе, более человеческая и дружелюбная манера общения. Получив приятный опыт общения с магазином, такой потребитель всегда скажет, что он – его лояльный клиент. Но значит ли это, что его личный средний чек подрастет, он станет более частым гостем сайта и будет рассказывать о нем в своих уютных соц. сетях и менее красочной реальной жизни? Скорее всего, нет.
Удержать покупателя – одна задача. Активизировать его – другая. И одно из решений для этой другой задачи – игровые механики.
Постоянная рассылка новостей магазина, объявлений о новых товарах в ассортименте, акциях и скидках – нормальная практика. Но на некоторых (многих) получателей непрекращающийся поток писем может произвести обратный эффект, если никакой ценности в получаемых письмах они не видят. Согласитесь, призыв «Приди и купи!», даже если цена снижена, не всем кажется чем-то ценным. Тем не менее, далеко не все отписываются от получения сообщений из интернет-магазина или помечают их как спам: мало ли, когда-нибудь пригодится. Это – те люди, которых можно активизировать. Начните с самих сообщений. Они состоят из нескольких абзацев сложносочиненных предложений? Или напичканы картинками, которые просто не загружаются многими почтовыми клиентами и сервисами? «Многобуков» и визуальная атака заставляют получателя напрячься, ведь все это надо прочесть, осилить, или разобраться, куда кликнуть, чтобы информация приняла воспринимаемый вид. Так что попробуйте сразу сократить свое послание вдвое. А потом – еще вдвое.
После этого можно задуматься над тем, как сделать письмо интересным для получателя и полезным для бизнеса. Начните с определения цели рассылки: какое действие должен выполнить получатель, чтобы вы посчитали ее успешной? Затем подумайте, что вы готовы дать ему в награду за выполнение этого действия. Игровые механики помогут вам сделать этот обмен более продуктивным и приятным. Кроме того, люди натурально больше ценят то, что досталось им как результат какого-то труда. То есть на пути к исполнению требуемого вам действия и получению награды следует расставить определенные преграды. В качестве примера можно вспомнить недавние акции от уже упоминавшейся здесь Эльбы. Сервис призывал найти на страницах своего сайта сбежавших «эльбиков», логотипы компании. Награда – годы бесплатного обслуживания на платном тарифе. В процессе люди изучали информацию на сайте, плюс сама акция наверняка имела некоторый вирусный эффект. Компания не просто предложила своим подписчикам бонус, который можно выразить в денежном эквиваленте, а «заставила» желающих выполнить ряд действий. Игровые механики в действии.
Еще одно преимущество игровых механик – многоуровневость. Многие компании используют модели вознаграждения клиентов, придуманные для туристической отрасли много лет назад. Эти модели подразумевают раздачу мелочей и скидок и/или розыгрыш гран-при, чего-то дорогостоящего. В любом случае, контакт в таких акциях не долгосрочный. Получив свои призы, клиенты наверняка в скором времени забудут о компании, которая их выдала. Игровые механики подразумевают продвижение по уровням, постепенный рост покупателя, что приводит к постоянной вовлеченности. Клиент получает удовольствие от самого процесса, удовлетворяя свои потребности в достижении новых высот. Что бы вы ни выбрали в качестве приза, ценность этой вещи/услуги в глазах получателя будет выше, чем есть на самом деле, ведь для него она является наградой за выполнение действий, работу, труд.
Например, вы можете завести группу покупателей со скидкой 5–10%, и переводить в нее тех, кто переходит по заданным ссылкам в ваш интернет-магазин. Тем самым вы удовлетворяете три потребности клиента: группа – возможность выделиться из толпы, приобрести новый статус; поиск ссылки в письме – игра, проявление способностей; постоянная скидка – удовлетворение врожденной тяги к халяве. Для тех, кто найдет ссылку и будет переведен в группу со скидкой 5–10%, нужно придумать следующий конкурс, но на этот раз он уже может быть более полезным для магазина (лайк в соц. сетях и т.п.).
Если вы планируете запустить достаточно сложную для понимания «с наскока» программу повышения лояльности, используйте аналогии для объяснения ее сути. Например, накопление баллов можно сравнить с системой учета очков в каком-либо популярном виде спорта, продвижение по уровням – с восхождением на визуализированный Эльбрус, поиск ключей на страницах сайта – с продвижением по карте острова сокровищ. В применении игровых механик вас ограничивает только ваша фантазия.