Дизайн для недизайнеров: 7 советов от специалиста
Можно ли создать идеальную рекламу или презентацию, не обращаясь за помощью к профессиональным дизайнерам? Известный во всем мире специалист по коммуникациям Гарр Рейнольдс считает, что не только можно, но и нужно: любой современный человек должен уметь грамотно преподнести окружающим свои мысли, иначе он рискует остаться незамеченным. Советы из книги Рейнольдса «Презентация в стиле дзен» подскажут, как правильно работать с визуальными материалами:
1. Будьте проще. Не сваливайте в одну кучу всю известную вам информацию, не нагромождайте лишние элементы, не пытайтесь украсить сообщение только для того, чтобы украсить. Определитесь, что стоит добавить, а что лучше убрать. Править самого себя непросто, но это исключительно важная способность для того, кто занимается дизайном.
По словам веб-дизайнера Хиллмана Кертиса, «вы можете включать что-то в оформление, полагая, что эти элементы необходимы, но часто они кажутся важными только вам». Талант, напротив, проявляется в том, что вы не включаете. Помните: чем проще ваше послание, тем легче его понять аудитории.
2. Цените пустое пространство. Самая распространенная ошибка людей, неискушенных в дизайне, заключается в том, что многие полагают, будто пустое пространство обязательно нужно чем-нибудь заполнить. Новички пытаются занять пустоту какими-либо элементами, потому что «воздух» кажется им бесполезным. Но как раз пустое пространство позволяет выделиться другим деталям дизайна.
Тот, кто все время пытается избавиться от пустого пространства, не понимает, что это может привести лишь к захламлению дизайна. Осознайте силу пустоты и используйте ее, чтобы расставлять четкие приоритеты, улучшать эстетические качества вашего послания и направлять взгляд зрителя. Таким образом, пустое пространство абсолютно необходимо для достижения ясности послания.
3. Выбирайте правильный шрифт. Главный принцип при выборе шрифта: всегда думайте о тех, кто будет читать ваш текст. Легко ли им будет разобрать написанное? Не слишком ли шрифт сложен для восприятия? Достаточно ли большие буквы в вашем послании? Ни в коем случае нельзя заставлять зрителей прищуриваться. Выбирая классические или нестандартные (слишком формальные, ломаные и т.д.) шрифты, обратите внимание, соответствует ли начертание букв смыслу послания и эмоциям, которые вы хотите вызвать у аудитории.
Для коротких заголовков или одиночных слов приемлемо использование только прописных букв, это помогает увеличить силу воздействия, но пользуйтесь этим приемом с осторожностью. Длинные фразы, написанные только прописными буквами, тяжело воспринимаются глазами (и мозгом). Никогда не используйте больше двух (в очень редких случаях — трех) шрифтов в одном послании.
4. Используйте рисунки: они могут рассказать больше, чем текст. Ученые выяснили, что визуальную информацию люди быстрее усваивают и лучше запоминают. Поэтому сочетайте текст с изображениями, чтобы усилить свое сообщение — при этом и картинка, и текст должны быть связаны по смыслу, дополнять друг друга, делать послание более ясным и эмоциональным.
Расположение, стиль и смысл вербального послания, поданного с иллюстрацией, — все имеет значение для интерпретации изображения зрителем. Постарайтесь разместить изображение так, чтобы оно занимало весь экран, а текст был поверх картинки (возможно, на полупрозрачной плашке). Слишком маленькое изображение или несколько изображений на одном слайде — очень распространенная ошибка в презентациях, не допускайте ее ни в коем случае.
5. Подбирайте правильные цвета. Существует несколько цветовых схем, на которые стоит ориентироваться. В монохроматической цветовой схеме берется только один цвет или тон, но в виде разнообразных оттенков, а также с разными уровнями насыщенности. Монохроматическая схема позволяет сообщению выглядеть строго и гармонично. Аналоговыми называются близкие тона и оттенки. Использование аналоговых цветов — очень хороший, хотя и редкий способ добиться их гармоничного сочетания. Контрастные цвета именно из-за своей противоположности взаимодействуют так эффективно. В ахроматической схеме отсутствуют цвета — в наличии лишь черный, белый и оттенки серого. Так называемая «ахроматическая схема +1» предполагает использование в фотографии и иллюстрации не только черного и белого, но и еще одного цвета, придающего изображению выразительность.
Эффективность цветных элементов дизайна зависит от того, насколько светлый или темный фон вы для них выбираете. Темные оттенки лучше смотрятся на белом фоне, а светлые хорошо заметны на темном. Будьте осторожны, используя для фона полутона.
6. Важно: графики не для того, чтобы запутывать зрителей. Перед тем как показывать данные на экране, вы должны уяснить себе их назначение. Действительно ли вашей аудитории необходима такая численная точность или вы просто хотите показать тренды и общие отношения? Запомните: таблицы для чисел; графики — такие как столбчатые диаграммы — для сложных сравнений; линейные диаграммы для показа трендов; круговые диаграммы для сравнения небольшого числа величин.
Максимально упрощайте подачу данных, чтобы люди могли увидеть за цифрами и графиками то, на что вы хотите обратить их внимание. Зачастую графики оказываются слишком сложными и вызывают лишь недоумение, вместо того чтобы пояснять мысль автора.
7. Учитывайте особенности восприятия. Наш глаз не может игнорировать самые большие или самые яркие элементы в сообщении. Но больше всего человеку нравится смотреть на человека. Наше внимание в первую очередь привлекают изображения людей, в особенности лиц. Многие даже видят лица там, где их на самом деле нет, — в узоре дырок на ломтике сыра или на размытых фотографиях с поверхности Марса. Ни одно другое изображение не сравнится для нас по притягательности с изображением человеческого лица. Если вы используете изображения людей, помните, что сначала именно они привлекут внимание зрителя, хотите вы того или нет. Если какие-то другие элементы сообщения более важны, чем лицо, расположите их так, чтобы взгляд зрителя перемещался к ним после просмотра изображения.
Еще одна вещь, которая привлекает внимание зрителей — это движение. Люди, как и большая часть животных, запрограммированы природой быстро распознавать движение. Именно этой способностью нашего мозга с успехом пользуются дизайнеры, включающие в презентации анимацию и изображения движущихся предметов.