Исследование маркетплейсов по качеству поиска товаров

ИАА TelecomDaily выяснило, насколько хорошо крупнейшие российские маркетплейсы справляются с задачей поиска нужного товара. Оказалось, что удовлетворенность пользователей качеством поиска выше всего при использовании Яндекс.Маркета (87,7%). На втором месте — Wildberries (82,4%), а на третьем — Ozon (80,5%).

За последние годы маркетплейсы стали основным инструментом для покупок в онлайне, поэтому качество поиска внутри маркетплейсов начало играть принципиально важную роль. ИAA TelecomDaily решило оценить развитие их поисковых технологий.

В рамках исследования оценивалась удовлетворенность пользователей результатами поисковой выдачи на трех популярных площадках — Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет.

Респондентам предлагалось оценить пять первых товаров, которые предлагает каждая площадка в ответ на тестовый запрос. Шкала оценки содержала четыре категории: товар полностью соответствует запросу; товар может заменить товар из запроса; дополнение к товару из запроса; товар не соответствует запросу.

Общая оценка маркетплейсов по качеству поиска товаров

В целом респонденты высоко оценили качество работы поиска на российских маркетплейсах. Так, по их мнению, в 75,6% случаев поиск нашел именно тот товар, который был нужен, а в еще 8% — нашел товар на замену. 14% найденных товаров оказались совсем неподходящими, а 2,5% были дополнением к товару, который искал пользователь.

Оценка поисковой выдачи в среднем по трем маркетплейсам

Маркетплейс с самым качественным поиском

Результаты работы поиска на маркетплейсах были разделены на две группы: «качественные» и «некачественные». К «качественным» были отнесены те товары, которые полностью соответствуют запросу или могут заменить искомый товар. К «некачественным» — товары, которые не соответствуют запросу или могут быть лишь дополнением к товару из запроса.

В итоге самое высокое качество поиска в целом — у Яндекс.Маркета (87,7%). Далее Wildberries (82,4%) и Ozon (80,5%).

Детальное сравнение поиска на маркетплейсах

По параметру полного соответствия товара запросу Яндекс.Маркет также занял первое место (78,8%). Второе место, с небольшим отставанием, досталось Wildberries (77,5%). При этом у Wildberries рекомендации похожих товаров работают хуже, чем у других маркетплейсов: показатель почти в два раза ниже, чем у Яндекс.Маркета (4,9% против 8,9%), и в полтора раза ниже, чем у Ozon (7,2%). Вместе с тем Ozon реже остальных оцениваемых маркетплейсов показывает в выдаче товары, точно соответствующие запросу (73,3%).

Оценка поисковой выдачи Яндекс.Маркета

Оценка поисковой выдачи Wildberries

Оценка поисковой выдачи Ozon

Методология

В качестве площадок для оценки качества внутреннего поиска были выбраны Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет, т.к. эти три площадки являются лидерами по темпам роста среди всех российских маркетплейсов.

Для проверки качества поиска внутри маркетплейсов были составлены тестовые запросы, которые отвечали ряду критериев.

1) Входят хотя бы в одну из основных категорий товаров, продающихся на трех оцениваемых маркетплейсах.

Таким образом, в список товарных категорий для анализа вошли:

  • одежда и обувь для взрослых
  • косметика и парфюмерия
  • детские товары, включая одежду
  • товары для дома и дачи
  • электроника и техника
  • продукты питания

2) Представляют разные по частотности поисковые запросы: от редких запросов (1000+ запросов в месяц) до сверхпопулярных (более 100 000 запросов в месяц). Нижняя граница — 1000 запросов в месяц. Для проверки частотности запросов использовался сервис WordStat.

Примеры запросов из разных категорий по частоте:

  • лен — 172 320 показов по запросу «лен купить» в месяц
  • бойлер для нагрева воды — 20 438 показов в месяц
  • куртка м65 — 9 208 показов в месяц

3) Содержат как общие запросы («платье с коротким рукавом»), так и брендовые запросы («лезвия gillette fusion 5»).

В итоге было составлено 930 тестовых товарных запросов. В дальнейшем респондентам предлагалось оценить пять первых товаров, которые предлагает каждая площадка в ответ на запрос.

Примеры поисковых запросов и вариантов выдачи поисковых систем маркетплейсов

Автор: katrin

Читайте также

15 декабря 2021 / Комментарии

SEO и дизайн: продвижение интернет-магазина через оформление

Поговорим о связи дизайна с продвижением, оптимизации как части процесса разработки и факторах ранжирования сайтов поисковыми системами. Ну, и разберем некоторые распространенные ошибки.

далее →

13 марта 2019 / Комментарии

Анализ юзабилити топ-20 российских нишевых интернет-магазинов

В своем исследовании Константин Елистратов, основатель студии iarga.ru разобрал крупные нишевые интернет-магазины и их работу с юзабилити: закономерности, ошибки, интересные решения.

далее →

15 января 2019 / Комментарии

3 этапа создания дизайна интернет-магазина для малого бизнеса

Маркетплейс Satom.ru делится своим опытом по созданию дизайна для интернет-магазинов.

далее →

21 февраля 2018 / Комментарии

8 способов, когда дизайнеры могут обмануть вас и как этого избежать

Эта статья поможет вам избежать ужасного опыта с дизайнерами. Не переплачивать за работу и получить в итоге хороший результат. Узнаете, наиболее распространенные способы обмана и получите пошаговое руководство, как их избежать.

далее →

27 ноября 2017 / Комментарии

Как Customer Experience изменил бизнес-процессы маркетплейса Goods

В результате нескольких месяцев проектирования «М.Видео» пришлось скорректировать бизнес-процессы под Customer Experience, другими словами, чтобы платформа стала удобнее для покупателя. Попробуем разобраться почему.

далее →