Сортировка результатов поиска: 3 подхода
Даже гиганты ecommerce, на которых принято равняться, грешат слабой реализацией сортировки результатов поиска. Например, поиск Pebble на eBay дает разумные результаты: аукцион понял, что я ищу умные часы, и наполнил выдачу соответствующими предложениями.
Но с первого же взгляда очевидно, что в топе – не самое выгодное предложение. По крайней мере, цена, указанная для второй позиции, ниже. Следующее логичное действие пользователя – отсортировать результаты поиска. Хочется же приобрести эти часы с наибольшей выгодой для себя, да? Выбираю вариант сортировки «по цене+доставке: по возрастанию» и получаю следующую картину:
Но мне-то нужны часы, а не USB-кабель и не кожаные накладки. Можно, конечно, поскроллить страницу и все-таки найти часы ближе ко дну страницы. А можно и уйти из магазина. В любом случае, очевидно, что используемый механизм сортировки далек от идеала. Умные головы из Baymard Institute задумались над тем, как можно улучшить этот аспект. Результат их размышлений и исследований представлен ниже.
Подход 1: уточнение области поиска в виджете сортировки
Это решение применяется Amazon. На странице результатов поиска присутствует ссылка Choose a department to sort, вызывающая выпадающий список с перечнем всех «отделов» магазина.
На самом деле, это не сортировщик, а уточняющий фильтр. Инструменты для сортировки появляются после того, как посетитель выбрал интересующий его отдел.
Набор вариантов тут не самый стандартный: можно отсортировать выдачу по релевантности запросу, отзывам, вывести в топ списка новинки и популярные товары, а также составить ценовые списки. С ценовыми списками, впрочем, получается все не очень хорошо: ассортимент магазина настолько велик, что даже после выбора категории сортировка по цене приводит к появлению в топе нерелевантных намерениям посетителя результатов.
Подход 2: уточнение области поиска и критериев сортировки
Baymard Institute разработал собственный вариант виджета сортировки результатов поиска.
Точнее, специалисты компании придумали, как одним выстрелом убить двух зайцев: в одном выпадающем списке посетителю предлагается выбрать как категорию, так и критерии сортировки. В «живой природе» примеров такого решения не нашлось, но в логичности ему не откажешь.
Подход 3: фасетная сортировка
Еще один вариант виджета сортировки результатов поиска, придуманный Baymard Institute:
Здесь реализуется собственно фасетный поиск, то есть посетителю предлагается не уточнить область (категорию), а сразу получить выдачу, отсортированную по определенному критерию, который применим именно к заданной категории. Кроме того, в том же выпадающем списке есть и более стандартные критерии: релевантность, цена, рейтинг, наименование.
При внедрении фасетной сортировки, особое внимание следует уделить релевантности и подбору слов (терминологии). В приведенном выше примере поиск осуществлялся по запросу TV, поэтому виджет сортировки там содержит варианты «по диагонали» и «по толщине корпуса», которые применимы только к телевизорам. Подбор слов имеет большое значение в связи с тем, что предлагаемые варианты критериев сортировки должны быть не только лаконичны, но и понятны широкому кругу потребителей.
Теме внутреннего поиска в магазине мы посвятили ряд статей, включая «Внутренний поиск с прицелом на конверсию», «Советы и рекомендации по расширенному поиску для интернет-магазина», «Внутренний поиск: конвертируем больше квалифицированных лидов». Если этот вопрос вам интересен, рекомендуем к ознакомлению.
Как обстоят дела с поиском и сортировкой в вашем магазине? Уделяли ли вы этому вопросу особое внимание? Какие были результаты? Делитесь опытом в комментариях.