Коммерция в социальных сетях: риски, факты, деньги, решения
Риски
Ритейл всегда ищет новые каналы сбыта: был просто магазин — открыли филиал, была торговая сеть — открыли онлайн-магазин, наладили онлайн-продажи — пошли покорять социальные сети.
Сами по себе социальные сети пропускают сквозь себя просто гигантское количество трафика, это уже ни у кого не вызывает сомнений. Однако западные авторы давно высказывают мысль о том, что идти в социальные сети с в поисках продаж — это всё равно, что пытаться продавать на вечеринке или в ресторане. Вы болтаете с другом у барной стойки, и тут к вам подскаживается дилер очередного “гербалайфа”, завлекающе подмигивая. Представили?
Неготовность пользователей покупать в социальной сети — только одна из причин низких продаж.
Факты
Мы специально проводили исследование, в котором выясняли причины нежелания покупать ВКонтакте.
Так, в его ходе выяснилось, что в крупнейшей российской социальной сети на момент проведения исследования работало всего около 54 приложения-магазина.
Магазины изучили детально. Помимо психологического барьера, процесс покупки тормозили:
- Отсутствие продуманной механики покупки. Большинство представленных приложений не отличаются ни современным дизайном, ни юзабилити, ни стабильностью работы.
- Непрофессиональная поисковая оптимизация. Лишь единицы из представленных приложений-магазинов обладали внятным описанием — что давало им шанс быть найденными через поиск ВКонтакте.
- Практически полное отсутствие PR-поддержки. Сообщества вокруг магазина в социальной сети отсутствовали совсем либо насчитывали несколько сотен пользователей в арсенале.
Нежелание бизнеса идти в социальные сети можно также объяснить затратностью открытия такого “канала сбыта” при полном отсутствии гарантий его прибыльности.
Деньги
На последней конференции Social Networking Congress & Expo, посвященной в том числе и коммерции в социальных сетях, прозвучало признание: даже в «Одноклассниках» с их потрясающей статистикой посещений, продается очень мало и редко. Притом, что продаваемый товар — “женский” и “модный”, то есть де-факто соответствует целевой аудитории.
На какие затраты стоит расчитывать бизнесмену, решившему открыть приложение-магазин в социальной сети?
Во-первых, разработка самого приложения. Оно должно быть синхронизировано с вашим каталогом, иметь привлекательный и удобный интерфейс — ведь за отсутствием всего этого вы сами же перекроете себе “трубу” продаж. Разработкой можно заняться и самому, при условии наличия навыков программирования и свободного времени, однако чаще встречается схема «нашел подрядчика, заплатил денег». Как правило, разработка индивидуального приложения — это несколько сотен тысяч рублей в студии или несколько десятков тысяч у фрилансера.
Во-вторых, продвижение приложения. За услуги в сфере диджитал агентства тоже попросят вознаграждение, сравнимое с разработкой (а то и большее). Здесь привычным SEO не отделаться, нужен целый отдел поддержки или хотя бы один неутомимый специалист у вас в штате. Теоретически, можно самостоятельно заниматься и продвижением, но это отнимает время, а у бизнеса его как всегда нет.
Проанализировав ситуацию еще два года назад, мы пришли к решению сделать универсальное решение, которое бы позволило хотя бы попробовать себя в социальной коммерции.
Решение
Так как на тот момент мы активно работали с CMS от 1С-Битрикса, то и решили разработать дополнительный модуль для него. Нашей задачей было: предоставить любому владельцу интернет-магазина на данной CMS возможность быстро, практически не вникая в программные вещи, “развернуть” приложение-магазин в социальных сетях.
Причем одним из главных условий была полная синхронность работы интернет-магазина и приложения (произошла покупка в приложении — уменьшилось доступное количество и на сайте, поменяли цену на сайте — поменялась цена и в приложении).
В итоге мы создали модуль Fresh Shop, который впоследствии начали продавать через маркетплейс всё того же Битрикса по сходной цене.
Мы отнюдь не рассматриваем решение как панацею для бизнеса в социальных сетях — понятно, что оно не “закрывает” все дыры. Однако на разработке уже можно сэкономить и поэкспериментировать с продажами в социальных сетях практически без затрат. И мы считаем, что это справедливо.
Если вы тоже интересуетесь социальной коммерцией, будем рады пообщаться с вами на эту тему в комментариях.
Автор: Владимир Завертайлов, CEO & Founder в Сибирикс: приложения для cоциальных сетей