Мобильные приложения для e-commerce: руководство для начинающих
У вас есть действующий интернет-магазин, и вы задумываетесь над созданием мобильного приложения? С чего начать? На что обратить внимание и как не упустить важное? На основе опыта компании WOXAPP дадим вам несколько важных советов.
Новый канал продаж или удобство для существующих клиентов?
Первый важный вопрос: действительно ли вам необходимо мобильное приложение? Если да, то какие цели вы перед ним ставите? Многие воспринимают мобильное приложение как новый канал продаж. Сделаем мобильные приложения – увеличим продажи. В большинстве случаев оказывается, что это история про то, как сделать процесс покупки удобнее. А не найти новый рынок сбыта.
По данным Google (сайт нарушает закон РФ) пользователь на мобильном телефоне в течение месяца использует 10-15 приложений и посещает 100 веб-доменов.
10-15 приложений – это не такой уж большой список, чтобы в него вошло приложение небольшого интернет-магазина с низкой частотой покупок. Поэтому определение цели разработки приложения и понимание рентабельности этой затеи крайне важно.
Посмотрите, как сейчас ваш интернет-магазин справляется с мобильным трафиком. Адаптирован ли магазин под мобильные устройства, какое количество посетителей и есть ли покупки. Если какой-то элемент выпадает, стоит подумать, действительно ли сейчас необходимо мобильное приложение.
Перед мобильным приложением для интернет-магазина можно ставить цель дать существующим клиентам более удобный инструмент для покупки. Быстрый и понятный каталог, комфортное оформление товара. Использовать более отзывчивый интерфейс и возможности операционной системы для улучшения опыта покупок в вашем магазине.
У нас есть кейс известного интернет-магазина, где каждый третий посетитель мобильного приложения для iOS совершает покупку. При трафике в 5-6 тысяч в месяц. Но это уже лояльные покупатели, которым просто удобнее покупать через приложение.
Стоит задуматься о мобильном приложении, если:
- есть значительная база покупателей;
- сайт оптимизирован под мобильный трафик и он конвертируется в покупки;
- интернет-магазином пользуются регулярно;
- вы представляете, какие цифры должно показывать приложение, чтобы окупить разработку.
Кроссплатформенная разработка или нативное приложение
Если вы определились с целями, выберите способ разработки мобильного приложения.
1. Нативная разработка.
Используются оригинальные инструменты и языки под каждую операционную систему. Для Android это язык Java и среда разработки Android Studio, для iOS – Objective-C, Swift и среда разработки xCode.
2. Кроссплатформенная разработка.
Подразумевает использование специальных фреймворков (Xamarin, PhoneGap, Cordova), которые позволяют писать приложение с помощью веб-языков программирования.
Идея кроссплатформенной разработки – снизить затраты. Приложение пишется один раз и может быть запущено сразу на несколько операционных систем.
Преимущества и недостатки нативной и кроссплатформенной разработки – спорный вопрос на рынке. Мы его опустим.
3. Если ваша CMS дает возможность создать мобильное приложение на основании уже существующего магазина, рассмотрите такой вариант. Это хороший способ протестировать данный канал продаж.
iOS или Android. Что делать первым?
Если нет возможности делать два приложения параллельно, выберите ту платформу, которая ближе вашей аудитории. Учтите такие факторы:
- Достаток ваших клиентов. iOS пользователей в России меньше, но платят они лучше. С iOS хорошо начинать, если вы ориентированы на платежеспособных клиентов.
- Распространенность операционной системы. В России значительно больше пользователей Android (порядка 85%).
- Стоимость продвижения для iOS значительно выше, чем для Android.
У Android стоит отметить один недостаток: больше 8 тысяч моделей устройств от разных производителей, некоторые из них делают свою версию этой операционной системы. Протестировать приложение на всех моделях – неподъемная задача. Поэтому выбирают флагманские модели и проверяют только на них. Из-за этого после публикации приложения появляются проблемы.
Из преимуществ Android стоит отметить более дружелюбную панель для публикации и управления приложениями.
У iOS до недавнего времени был существенный недостаток: долгое время модерации приложения (до 2-х недель), в отличие от 2-х часов для Android. Сейчас проверка iOS- приложений занимает 2-3 дня.
Синхронизация с торговыми программами
Чтобы приложение всегда получало актуальную информацию, позаботьтесь о синхронизации с вашей торговой программой или базой интернет-магазина. В приложение должны передаваться: каталог с информацией о товарах, статусы заказов, личные данные покупателя и др.
Как правило, под мобильные приложения создаются или дорабатываются существующие API, с помощью которых и передаются данные.
Как покупатели будут находить приложение?
Продумайте, как пользователи узнают о вашем приложении. Для существующего магазина это может быть ссылка или баннер на сайте. Если раскручивать приложение помимо своего сайта и ваших каналов, придется выделить бюджет на маркетинг. Вложиться в продвижение и покупку трафика.
Кроме классических инструментов вроде рекламы, в мобильной среде развивается ASO (App Store Optimization). Работа с метаданными (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена) приложения для продвижения в поисковой выдаче Apple Store и Google (сайт нарушает закон РФ) Рlay и увеличения органических установок в магазинах.
Какие системы аналитики встраивать
Аналитика в мобильном приложении событийная. Вы должны сказать аналитике, какое именно событие хотите отслеживать. Мы рекомендуем начать с бесплатных систем аналитики Google (сайт нарушает закон РФ) Analytics, Flurry или AppMetrica от Яндекса. Из платных систем аналитики для мобайл популярны Amplitude и MixPanel. Если вы захотите знать источники установок, убедитесь, что ваша система статистики это умеет.
Эксперименты
Google (сайт нарушает закон РФ) Play и App Store дают возможность видеть разницу между просмотрами страницы приложения и установками. Очень интересный показатель.
У Google (сайт нарушает закон РФ) Play есть удобный инструмент «Эксперименты» (аналог A/B тестирования). Какая иконка или скриншот работает лучше? Загружаете варианты и смотрите результат.
Если не хотите сразу выпускать приложение в публичный доступ, воспользуйтесь инструментами для тестирования. У Google (сайт нарушает закон РФ) Play есть возможность сделать закрытые альфа- и бета-тестирования или открытое бета-тестирование. Вы публикуете приложение и приглашаете ваших лояльных покупателей протестировать приложение. Отзывы и оценки на этом этапе не перенесутся при полноценной публикации приложения.
Для iOS процедура сложнее. Вы должны знать почту человека, чтобы пригласить его протестировать приложение. Инструмент называется Test Flight.
Push-уведомления
Встройте возможность присылать пуш-сообщения вашим клиентам. Хотя многие пользователи отключают пуш-уведомления, этот инструмент еще остается действенным для возврата пользователей в приложение, уведомления об акциях и новостях.
Публикация приложения и продвижение
Весь процесс публикации описывать не будем. Остановимся на нескольких моментах.
- Для публикации приложения вам придется зарегистрировать кабинет разработчика для Google (сайт нарушает закон РФ) Play и App Store. Платно.
- Данные для публикации приложения должны соответствовать внутренним правилам магазинов:
- При подготовке скриншотов избегайте изображения торговых марок и брендов. Google (сайт нарушает закон РФ) Play в этом вопросе очень щепетилен. Например, не стоит размещать логотипы Facebook (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена), YouTube или других известных сервисов, даже если это часть интерфейса.
- Избегайте упоминания известных торговых марок или знаменитостей. Одному из наших приложений отказали в публикации за словосочетание «Дом 2» в описании приложения.
- Не используйте лица знаменитостей. Например, одно приложение не пропускали к публикации из-за изображения Эммы Уотсон на скриншоте (имелись все лицензии для публикации этого изображения).
Во избежание конфликтов старайтесь использовать изображения с лицензией Creative Commons или покупайте изображения на фотостоках. В некоторых случаях преодолеть отказ в публикации помогало указание копирайтов в описании приложения.
- GooglePlay (сайт нарушает закон РФ) запрещает нарушать правила других сервисов Google (сайт нарушает закон РФ). Если вы нарушили правила YouTube или GoogleMaps (сайт нарушает закон РФ), вас может ждать отказ. Одно из приложений получило отказ потому, что в приложении на экране с YouTube видео была сторонняя реклама. Правила YouTube это запрещают. Приходится изучать правила смежных продуктов Google (сайт нарушает закон РФ).
Система уведомления об ошибках
После публикации собирайте ошибки, которые приходят с приложения. Наиболее распространенный вариант – Fabric. Для этого необходимо встроить их SDK в приложение.
Ошибки в том или ином виде присылают многие системы аналитики. Например, Google (сайт нарушает закон РФ) Analytics и даже Google (сайт нарушает закон РФ) Play.Этот список поможет вам сформировать задачи для будущего обновления.
Поддержка и администрирование
Это важный элемент, который будет занимать ваше время и потребует потратить некоторую сумму денег. После публикации приложения вы будете получать отзывы от пользователей с жалобами и предложениями. На них следует реагировать, чтобы не терять покупателей.
Вам придется обновлять приложение не только по причине нового функционала, ошибок или «хотелок». Готовьтесь, что с каждым обновлением версии операционной системы вам придется дорабатывать приложение, отключать поддержку старых версий (и получать за это гневные письма) или поддерживать старые версии операционной системы (особенно при разработке для Android).
В отличие от веб мобильное приложение сложнее поддерживать и выпускать обновления.
Например, нельзя быстро исправить существующую ошибку, просто поправив ее на сервере.
После исправления ошибки необходимо загрузить релизный билд в магазин, опубликовать его, и ошибка исчезнет только у тех пользователей, которые обновились на новую версию.
При выборе подрядчика обратите внимание на его аналогичные проекты и опыт, стоимость апдейтов и послерелизного обслуживания, а также, помогает ли он с публикацией приложения. Включите в договор пункт о документации проекта, чтобы при необходимости была возможность передать его другим разработчикам или штатному программисту.
Автор: Марат Шалухин, компания WOXAPP. |