Мобильная версия интернет-магазина: чего ждет пользователь?

Недавно компания eDigital Research провела исследование, цель которого – выяснить, чего пользователи ждут от мобильных версий сайтов. В рунете тема мобильности сейчас активно развивается, так что несмотря на то, что исследование проводилось среди зарубежной аудитории и русскоговорящие сайты в нем не рассматривались, результаты его будут как минимум интересны. По большому счету, сеть – явление интернациональное, и многие моменты восприятия здесь едины для всего мира.
Главная страница
От главной страницы мобильной версии интернет-магазина пользователи ждут простоты. В то же время, они хотят видеть на ней элементы, идентифицирующие магазин – логотип и прочие атрибуты брэнда. Например, мобильная версия интернет-магазина John Lewis была раскритикована опрошенными пользователями, так как там они не увидели графических элементов, присутствующих в веб-версии сайта.
Материал What do users want from mobile commerce sites? с сайта eConsultancy.com
Главные страницы мобильных версией некоторых других интернет-магазинов, отобранных для исследования, показались людям слишком сложными. Пример – моб-версия Waitrose, поставленная пользователями на последнее место. Причина столь низкой оценки – отсутствие четких указаний на то, что, собственно, можно сделать на этом сайте, для чего он есть и что на нем представлено.
Лучшей была провозглашена главная страница мобильного сайта интернет-магазина Interflora. Отмеченные преимущества – понятная навигация, картинки, создающие ассоциации с веб-версией интернет-магазина, а также явные элементы брэнда.
Навигация
Открывая мобильную версию интернет-магазина, пользователи рассчитывают увидеть привычные навигационные решения и тот же набор товаров, что присутствует в веб-версии. Лучшим в этой категории был признан мобильный магазин Asos (веб-версия – здесь). Навигация здесь такова, что посетители могут добраться до всех категорий и удобно отфильтровать предложения без особого труда.
Фильтры и сортировка – ключевые инструменты в интернет-магазинах, имеющих большой ассортимент разнообразной продукции. Они позволяют покупателю уменьшить предлагаемый ряд товаров и избежать просмотра слишком большого количества страниц на пути к тому, за чем он пришел.
Страница товара
Страница товара в мобильной версии интернет-магазина должна содержать достаточно информации для принятия посетителем решения о покупке, и в то же время быть легковесной, интуитивно понятной пользователю и легковесной (то есть быстро загружаться). Здесь участники опроса отдали пальму первенства Marks & Spencer; с небольшим отставанием за ним следуют ASOS и Amazon. Моб-версия страницы товара M&S предлагает все удобства, имеющиеся в веб-версии. Здесь есть несколько снимков вещи,
а также необходимая информация о товаре, детали доставки (стоимость и сроки) и отзывы пользователей.
Корзина
Несмотря на очевидные недостатки, в этой категории пользователи признали лучшей не мобильную, а веб-версию корзины. Победителем стал сайт брэнда Next. Веб-версия корзины этого интернет-магазина оказалась удобней для просмотра на мобильных устройствах, чем корзины других магазинов, специально «заточенные» под мобильники и коммуникаторы. Преимущества победителя – присутствие всей необходимой информации о покупках на странице и возможность добавлять/удалять товары.
Суть: при создании мобильной версии страниц интернет-магазина нельзя терять ни одной нагруженной смыслом составляющей веб-версии.
Чекаут
Чекаут, или процесс оформления заказа, требует особого внимания при создании мобильной версии интернет-магазина. Победителями в этой категории оказались Amazon, M&S и ASOS.
В общем и целом, средние оценки здесь были ниже, так как отсутствие реальных попыток сделать страницы чекаута удобными для просмотра на мобильниках вызывало у пользователей раздражение. Также не по нраву интернет-покупателям пришлись магазины, в которых процесс оформления заказа с мобильного устройства носит фиктивный характер, то есть реально оплатить заказ не получится, для этого в любом случае придется посещать веб-версию магазина. Примеры такого подхода – Waitrose и Comet.
Чекаут в мобильной версии Amazon – образец для подражания: от пользователя не требуют слишком много данных, все формы для заполнения понятны и не нуждаются в пояснениях.
Кроме того, зарегистрированный пользователь Amazon может залогиниться и использовать сохраненные в профиле данные банковской карты, что значительно облегчает оформление заказа.
Заключение
Опрос включал в себя 20 вопросов, ответы на которые давались пользователями для каждого из 15 «подопытных» интернет-магазинов. Инструментом в поисках ответов были смартфоны, но это не значит, что все 15 имеют мобильные версии.
Некоторые результаты вызывают недоумение. Например, высокие оценки, выставленные Next и TopShop, у которых фактически нет мобильных версий (но есть приложения). Однако полезные выводы можно сделать и из этого.
Ключевой вывод: от мобильных версий пользователи ожидают тех же удобств, что есть в веб-версии: описания товаров, фотографии (не фотографиЯ, а фотографиИ), отзывы, данные о стоимости и сроках доставки. В общем и целом, на основании результатов исследования можно утверждать, что интернет-магазины с мобильной версией имеют больше шансов на продажу, так как возможности смартфонов в плане работы с сетью растут, и все больше людей этими возможностями пользуется.
Если ваш движок не создает мобильные версии страниц самостоятельно, или же вас не устраивает результат, обратите внимание на статью «6 бесплатных инструментов для создания мобильной версии сайта», подготовленную веб-разработчиком Юрием Пискуном. Название статьи говорит само за себя: там есть ссылки и краткие описания сервисов, позволяющих создать мобильную версию сайта. Так что если в вашем скрипте интернет-магазина чего-то не хватает, пользуйтесь сторонними решениями (в том числе и бесплатными).