Почему Amazon не зарабатывает

Лидирующее положение Amazon на рынке электронной торговли обходится очень не дешево. Компания держит на свои товары чрезвычайно низкую маржу (это при минимальных закупочных ценах за счет больших объемов) и активно вкладывает деньги в инфраструктуру. Выручка, таким образом, у компании растет, а прибыль падает.
Инвесторы верят в компанию, но с большим авансом. Существует популярный барометр успешности бизнеса, который определяется соотношением стоимости всей компании к ее годовой прибыли (Price-to-Earnings ratio). Так вот Apple стоит 16 своих годовых прибылей, а Amazon — 300. Инвесторы ждут, что в ближайшем будущем компания начнет показывать хорошую прибыль со своих продаж, которые уже скоро могут превысить $100 млрд. Но этого может никогда и не произойти. Дело в том, что именно за счет такой политики компания остается лидером рынка. Стратегия Amazon – не допустить конкурентов. Сейчас предложить цену и условия доставки лучше, чем Amazon в США становится практически невозможным.
Таким образом, компания может отказаться от нормальной прибыли с основного бизнеса. К тому же стоимость доставки продолжает расти, а тут еще и отдельные штаты заставляют Amazon свернуть схемы налоговой оптимизации.
В такой ситуации компания старается зарабатывать на других направлениях бизнеса, которые, на первый взгляд, могут показаться необязательным непрофильным бизнесом. Основной бизнес обеспечивает компании приток огромного числа клиентов, готовых покупать. Продажи физических товаров, не принося дохода, становится для Amazon конфетой для привлечения клиентов. Компания в последнее время запустила высокомаржинальные направления и, скорее всего, именно они станут основными источниками прибыли.
Три существующих высокомаржинальных направления:
1. Цифровой контент. Маржинальность продаж цифровой музыки, видео и игр куда выше, чем физических товаров. Именно поэтому компания активно занялась выпуском планшета Kindle – основного проводника цифрового контента конечному потребителю. При этом стоит он очень дешево. Как сказал недавно Джефф Безос (генеральный Amazon), «we want to make money when people use our devices, not when they buy our devices». Компания продает планшет с нулевой маржой или даже себе в убыток, но зато зарабатывает затем на контенте, которые потребляют пользователи. Не зря компания запустила Amazon Appstore и прямого конкурента Netflix – Amazon Prime. Хотя на рынке планшетов компании придется сложно. Чего стоит один Apple с iPad, который занимает 70% рынка, а также Google (сайт нарушает закон РФ).
2. Amazon Web Services. С помощью этого сервиса Amazon пытается дать другим компаниям и людям неограниченные вычислительные мощности. Сервис уже приносит порядка $1 млрд в год. В этом секторе компания является одним из лидеров рынка. Amazon, безусловно, продолжит развиваться в этом направлении. Скорее всего, скоро мы услышим о каких-нибудь поглощениях компанией в этом секторе.
3. Реклама. Компания активно занимается рекламой, которая также приносит порядка $1 млрд в год. Аудитория очень большая – почему бы этим не воспользоваться. Когда Amazon понимает, что из человека уже ничего выжать не может, то предлагает рекламу сторонних компаний.
Три предполагаемые мной направления:
1. Телевизоры телефоны от Amazon. Если о телефоне Amazon слухи ходят уже давно, то о телевизоре пока не слышно. Однако можно было бы предположить, что это тоже мог бы быть неплохой бизнес. Amazon может продавать телевизоры с нулевой маржой или с небольшим убытком как и планшет Kindle. Зато потом на эти телевизоры может быть интегрирована Amazon TV, покупки через телевизор, Amazon Appstore для телевизора, Amazon Prime и проч. Также очень удобно крутить свою рекламу на таком телевидении.
2. Cобственная сеть оффлайн магазинов. Что-то вроде Apple Store, чтобы демонстрировать и продавать свои Kindle, телефон и Amazon TV. Не большие ангары, а имиджевые шоурумы. Можно выстроить сеть за счет партнерства с крупным игроком. Например, Starbucks. В совместных заведениях могут быть совмещены кофе и книги, а также стойки Kindle.
3. Свой браузер. Тогда Амазон будет знать очень много о своих клиентах и сможет лучше таргетировать предложения о покупке.
Владимир Карпов Генеральный директор Starlook (www.starlook.ru)