Как открыть интернет-магазин: три главных мысли перед стартом
Shopolog продолжает публиковать серию статей о том, как начать торговать в интернете. В этот раз своим опытом делится Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса интернет-магазина «Аудиомания» - крупнейшего специализированного магазина портативного и домашнего оборудования для музыки и кино в сети.
Мне странен ритейл, который только сейчас задумался о выходе в онлайн. По сути, онлайн сейчас – это центр общения, центр получения всей информации о товарах, компаниях, основной способ взаимодействия. Причем, чем более молодая аудитория, тем больше процент тех, кто предпочтёт интерактив через сайт – телефонному звонку.
Совсем универсальные советы, в отрыве от конкретного вида бизнеса, давать очень непросто. Везде есть свои нюансы. Но в целом есть несколько вещей, на которые очень важно обратить внимание перед тем, как открывать интернет-магазин.
Масштабируемость
Особенно на старте интернет-проекты растут очень быстро, поэтому должен быть серьёзный запас прочности как у самого технического решения, так и у инфраструктуры и поддержки. Посмотрите на ваших конкурентов, выясните, какое примерное количество заказов они имеют, и, таким образом, сможете примерно прикинуть ориентировочные нагрузки. Сделать это несложно. Например, посещаемость сайтов легко узнать при помощи бесплатного сервиса SimilarWeb, а конверсия (процент покупателей от процента посетителей) обычно крутится вокруг 1%. Бывает, конечно, сильно больше. Может быть, даже 5%, но это очень большая редкость. Также бывает и меньше, до 0,5% и ниже. Зависит от отрасли и самого бизнеса.
Не надо сразу строить инфраструктуру, рассчитанную на огромные объёмы. Но задуматься, что до этих объёмов вы дорастёте и каким образом вы будете всё или не всё менять/модернизировать – очень важно. Из-за недостаточного внимания к этому вопросу обычно гибнут сотни и даже тысячи проектов каждый год.
Техническое решение
Я часто слышу, как высокопоставленные сотрудники решают спросить совета про построение бизнеса в интернете у какого-нибудь родственника – студента-компьютерщика, который «разбирается». Шансы, что этот человек действительно понимает в бизнесе, минимальны.
Также стоит сразу отбросить идею написать собственное решение. Причем, как своими силами, так и средствами сторонних организаций. Сейчас не 90-ые и даже не 2000-ые. Готовых технических решений, которые хорошо работают, стыкуются со всеми необходимыми сервисами, в том числе с вашей учётной системой и CRM (а это необходимо), много. Осталось только выбрать подходящее. Не стесняйтесь задавать вопросы разным специалистам и сравнивать ответы. Полезно посетить какую-нибудь из крупных выставок-конференций по интернет-технологиям. Подойдёт выставка ECOM, конференция «Электронная Торговля» или крупнейшая конференция Рунета «РИФ+КИБ», которая в этом году проводилась уже в двадцатый раз. Сегодня конференций много, они проходят практически круглый год. На них вы совершенно точно найдёте как нужное решение, так и нужных людей. Главное – задавайте конкретные вопросы разным людям. Соберите несколько мнений и в спокойной обстановке выбирайте.
Шансы на потерю денег тем выше, чем менее проработанным будет ваше решение. Лучше потратить больше времени на изучение вопроса, чем потом пытаться адаптировать под ваш бизнес то, что не очень подходит. Всё это может принести серьёзные убытки, а также снизить лояльность уже имеющихся клиентов, которые решат воспользоваться вашим новым каналом.
Мультиканальность
Еще одна важная вещь, о которой стоит подумать – это «мультиканальность» или «всеканальность». В англоязычной терминологии «multichannel» или «omni-channel». Создавая онлайн-магазин, очень странно не создавать «всеканальный» бизнес, то есть когда база данных ваших клиентов доступна как для оффлайна, так и для онлайна. В этом случае человеку не важно, через какой канал он обращается, так как все его данные доступны через любой. Цены – синхронны, ассортимент – одинаков. А выдача онлайн-заказов легко осуществляется через оффлайн-точки. Если вы действительно хотите, чтобы ваш онлайн-проект создал эффект синергии, то «всеканальность» – единственный логичный путь.