Франчайзеру. Что нужно для успешного запуска своей франшизы?
Продолжаем цикл материалов в помощь франчайзерам. В этом материале цикла - о том, что необходимо для успешного запуска своей франшизы (на примере проекта «Чемпионика»).
Рассказывает Руслан Баширов, управляющий партнер проекта «Чемпионика»
Во-первых, для запуска франшизы естественно нужно иметь успешную бизнес-модель, которая работает уже достаточно продолжительное время (лучше 2-3 года). На текущем рынке достаточно много франшиз, которые начинают продавать уже с момента появления идеи без должного тестирования и доработки продукта. Из-за этого многие проекты быстро закрываются – оставляя негативный след на рынке.
Во-вторых, для запуска франшизы недостаточно создать бизнес, который работает в одном регионе, поскольку инфраструктура, способы потребления услуг и даже эффективность различных видов рекламы может сильно отличаться.
Для начала необходимо запустить франшизу в нескольких городах с партнерами, которых вы хорошо знаете, чтобы полностью протестировать продукт, как бизнес пойдет в других регионах. На основании полученных данных вы уже сможете спрогнозировать такие важные параметры, как окупаемость, стоимость запуска бизнеса и другие. И будьте готовы к тому, что вам придется перестроить большинство процессов для успешного ведения именно франшизного бизнеса.
Основным плюсом модели является возможность быстрого запуска услуги или продукта одновременно в нескольких регионах. Мы, при запуске франшизы Чемпионика, руководствовались именно этой задачей – нам было важно закрепить за собственным брендом качественные спортивные занятия для дошкольников, пока этот сегмент не покрыт еще в большинстве регионов.
Существенным минусом является то, что проект потребует больших вложений на запуске, т.к. создание качественного пакета франшизы требует разработки и оформления огромного числа задач: создание сайта и CRM-системы, настройка call-центра, подробное описание всех процессов, в т.ч. юридических и создание качественного продукта.
Только на разработку методики нам потребовалось более полугода – мы советовались с ведущими футбольными тренерами, спортсменами, медиками, психологами. Также вам необходимо научиться отбирать тех членов команды, которые смогут развить ваш бренд в выбранном регионе – ведь один негативный опыт может положить конец всему бизнесу. Поэтому мы очень внимательно отбираем не только самих франчайзи, но и их тренеров и даже создали Академию Чемпионики для отбора и обучения тренеров уникальной методики проекта и другим важным аспектам занятий.
Перед запуском важно посмотреть, что уже представлено на рынке в выбранной вами категории и сделать лучшее и более выгодное предложение. Также важно заручиться поддержкой крупных брендов и сетей, так еще до запуска продаж франшизы Чемпионика подписала соглашение с Академией Спартака (сейчас мы сотрудничаем еще с несколькими клубами и планируем развивать это направление) о сотрудничестве. Сделать это на этапе роста достаточно не просто и требует, чтобы ваш проект и его команда действительно были профессионалами своего дела.
Основным риском на этапе запуска является недоверие к бренду, у которого мало опыта, поэтому так важно предварительно несколько лет самим тестировать продукт или услугу, чтобы знать на собственном опыте ответы на любые вопросы и иметь возможность продемонстрировать в рабочем режиме свое предприятие – нам сделать это было достаточно просто, т.к. мы открыли более 50 собственных центров прежде чем начать масштабную продажу франшизы.