Как франчайзи найти финансирование - мнения практиков
Роман Котов, генеральный директор управляющей компании ООО «Москва-Сити Капитал» выделяет два традиционных источника финансирования для франчайзи – банки и частных инвесторов. Банки менее реальны, особенно в условиях кризиса, разве что, в виде потребительского кредита или кредита под залог недвижимости. А частные инвесторы всегда актуальны. Весьма немалое количество людей хочет вложить свои деньги в прибыльное дело. И не нужно бояться, нужно воспринимать общение с инвесторами как возможность проверить себя и свой бизнес-план. Если у франчайзи есть слабые места, инвестор это покажет, можно считать, что это бесплатные консультации. И не надо сдаваться, если один инвестор отказал, значит, скорее всего, это просто не ваш инвестор и необходимо искать дальше. Хотя, возможно, стоит и выбрать другую франшизу».
Александр Пахомов, исполнительный директор ДжинджерБрендМен (развивающей сеть Tutti Frutti Frozen Yogurt в России и проект «Раз два пицца») также первым выделяет такой классический способ финансирования франчайзи, как получение банковского кредита. Отмечая, что частой практикой стало получение денег в кредит под залог, например, под имеющуюся недвижимость и (или) какое-либо дорогостоящее оборудование.
Второй вариант – самостоятельный поиск инвестора. В ряде бизнес отраслей деньги есть, например, это металлургическая (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена) промышленность, строительство. Ряд бизнесменов готовы вложить деньги в рабочие бизнес-проекты.
Третий вариант – обратиться в фонды поддержки малого бизнеса, к таковым в частности, относятся фонды «Бизнес-ангел», «Опора России». Так же, можно рассмотреть и фонды государственной поддержки. Через них возможно получить субсидии, микрозаймы по выгодным ставкам от 10 до 15 %, перекредитоваться, пополнить оборотные средства.
Ольга Киселева, директор по развитию сети World Gym в России уточняет: для того, чтобы инвестор был готов вложить деньги в проект франчайзи, необходимо выполнение некоторых условий:
• Сеть, в которую вступает франчайзи, должна работать под сильным, известным брендом. История и длительность существования сети на рынке – во многом гарантия для инвестора, что франчайзи эффективно распорядится его деньгами.
• В сети уже должно быть приличное количество франчайзи: это дает возможность аккумулировать опыт и избегать ошибок каждому новому франчайзи. Сетевой опыт – гарантия успеха.
• Опыт сети – если она международная - должен быть адаптирован под локацию франчайзи: лучше, если проекты сети уже есть в стране работы франчайзи. В этом случае исключаются ошибки на локальном рынке, и франчайзи работает эффективнее.