Кризис – время возможностей для франчайзи?
Кризис – это непростые времена для всей экономики, но для франчайзи кризис может принести хорошие возможности для становления и развития - считают франчайзоры. И в поддержку своего мнения приводят ряд аргументов…
Инна Козина, руководитель направления франчайзинга федеральной сети минимаркетов «Хорошие Новости»
Кризис – это время возможностей. От того, как компания использует эти возможности, во многом зависит ее будущее. Любой вид бизнеса предполагает риски, а в кризисные моменты как никогда более актуален вопрос их минимизации, в чем и помогает франчайзинговая схема сотрудничества. Франчайзинг – это хороший антикризисный инструмент как для франчайзора, так и для франчайзи.
Чем же привлекательно открытие/расширения бизнеса по франчайзингу в кризисное время? Помимо основных плюсов открытия предприятия по системе франчайзинга можно выделить еще несколько преимуществ развития во время кризиса.
Во-первых, более выгодные условия покупки франшизы и открытия бизнеса под известным брендом. Чтобы сохранить интерес к своему бренду в кризис, франчайзоры применяют различные способы, например, проводят различные «антикризисные» акции для привлечения партнера, идут на снижение паушального взноса, предлагают льготные условия поставки товара или дают возможность вернуть нераспроданный товар.
Во-вторых, более выгодная аренда коммерческих площадей. Не секрет, что в связи с пониженным спросом на торговые площади и высокой долей вакантных площадей в торговых и бизнес-центров, арендодатели готовы идти навстречу арендаторам, например, отказываются от арендных ставок в валюте или фиксируют курсы на определенном уровне.
И, наконец, наличие на рынке труда трудовых ресурсов, менее требовательных к уровню заработной платы и возможность привлечь более квалифицированный персонал.
В то же время, на франчайзи влияют общие факторы, свойственные любому кризису такие, как ужесточение банками условий для получения кредитов на открытие бизнеса, общий спад продаж и как следствие, увеличение срока окупаемости франшизы и больший риск вообще не вернуть инвестированные средства.
Несмотря на негативные внешние факторы, связанные с кризисом, франчайзинговая схема – это наиболее привлекательная форма минимизации рисков, ведения и развития бизнеса.
Сергей Жарков, директор по франшизе сети «Воккер»
Задумываясь об открытии собственного бизнеса по программе франчайзинга, большинство предпринимателей взвешивают все «за» и «против», оценивая сложившуюся экономическую ситуацию. И если на первый взгляд существующие проблемы указывают на то, что для открытия своего дела сейчас далеко на самые лучшие времена, то для запуска проекта по франшизе период кризиса очень выгоден.
Например, рынок фаст-фуда – одна из тех отраслей, которую в нынешнем году кризис коснулся в меньшей степени. Так было и в непростое время 2008-2009 года, в ситуации экономической нестабильности люди начинают экономить на развлечениях и покупках, в том числе и изменяют свои потребительские предпочтения. В конце 2014 начале 2015 гг., когда практически все ресторанные сети показали отрицательную динамику, рынок фаст-фуда показал рост в среднем на 15-20% именно за счет миграции гостей из высокого сегмента в более демократичный.
Приобретая франшизу, партнер получает всю информацию, необходимую для выстраивания операционной деятельности, что является несомненным плюсом. И, конечно, возможность использовать известный бренд и технологии ведения бизнеса, готовую бизнес-модель, которая проверена временем. Открывая бизнес по модели франчайзинга в новой для себя отрасли, вы получаете основные инструменты его работы, защищая себя от самых больших ошибок, которые могли бы совершить, открывая дело самостоятельно без консалтинговой поддержки опытного игрока рынка.
На всех этапах работы центральный офис обычно оказывает всестороннюю и компетентную поддержку своим франчайзи-партнерам. Они получают консультации по вопросам юридического оформления своего бизнеса, консалтинговую и финансовую поддержку, а также возможность пройти обучение».
Ольга Киселева, директор по развитию сети World Gym в России
В кризис франчайзинговые проекты более устойчивы в связи с тем, что сеть аккумулирует опыт управленческих решений в сложных условиях и транслирует его на свои объекты.
Мы все знаем статистику, согласно которой из общего числа открытых самостоятельных проектов в первые два года закрываются 80%. Во франчайзинге эти цифры на порядок меньше.
Если вы решились открывать проект на этапе нестабильной экономики – лучше это сделать с опытным партнером – большой сетью: ваши риски становятся не минимальными, но считаемыми. Ваш партер – франчайзер – всегда подскажет решения, которые обеспечат вам оптимальную эффективность.
Пример одного проекта World Gym, вступившего в сеть на этапе прошлого кризиса (до этого проект был no-name):
• рост выручки по клубным картам - 25-30%
• рост % продлений - на 10% (re-new)
• рост средневзвешенной цены клубной карты – 20%
• рост численности клиентской базы - 12%
• увеличение количества резюме на все вакансии - 40%
• уменьшение текучки кадров: стабилизация кадрового состава
• уход балластовых сотрудников, которые испугались изменений и новых требований
• увеличение клиентской группы с возрастом от 20 до 30 лет (ранее основная клиентская группа - 30-40 лет) – изменение портрета потребителя.