Плюсы и минусы субфранчайзинга
О том, что такое субфранчайзинг, какие преимущества и недостатки этой франчайзинговой модели - рассказывает Ольга Киселева, директор по развитию, международной сети фитнес-клубов World Gym в России.
Субфранчайзинг - это специфическая форма франчайзинговой модели, при которой владелец территориальной франшизы получает от франчайзера эксклюзивное право на продажу субфраншиз в определенном регионе (такая франшиза называется мастер-франшизой). Как правило, мастер-франшизу приобретают на целую страну или даже несколько стран.
Именно так, например, организована франчайзинговая модель сети фитнес-клубов World Gym. В нашей модели есть: Первичный правообладатель - Вторичный правообладатель - Пользователь. Первичный правообладатель - это генеральный франчайзер - наша головная компания в Калифорнии, которая обладает всеми правами на бренд World Gym во всем мире. Вторичный правообладатель - российское представительство головной компании - Мастер-франчайзер на территории России обладает правами на открытие фитнес-клубов под брендом World Gym на территории РФ. Пользователь - это каждый конкретный фитнес-клуб под брендом World Gym.
Субфранчайзинговая модель обладает определенными преимуществами, влияющими на темпы развития франчайзинговой сети в целом. Мастер-франчайзер - «хозяин территории» - обычно очень хорошо представляет локальный маркетинг страны, ориентируется в законодательстве - все это дает ему возможности развивать сеть в конкретной стране гораздо более быстрыми темпами, чем если бы развитие происходило в рамках прямой франшизы.
Минусами субфранчайзинговой модели являются возникающий разрыв между стандартами бренда в разных странах, поскольку мастер-франчайзер привносит в стандарты франшизы свои локальные маркетинговоые или технологические решения. Поэтому, например, технологии обслуживания клиента в фитнес-клубе World Gym в Иркутске отличаются от технологий обслуживания в фитнес-клубе World Gym в Торонто или Лос-Анджелесе.