Методические материалы → Офлайн-ритейл

Идеи для малого бизнеса

Закон Питера или принцип Питера

Произнося расхожую фразу о том, что высокая должность «испортила» человека, большинство из нас не догадывается, что характер человека здесь почти не при чем — это действует принцип Питера, сформулированный им еще в 1971 году. В одной из публикаций канадский педагог Лоуренс Джонсон Питер, позже ставший знаменитым американским писателем, иронично заметил, что в любой иерархической системе работник поднимается не выше уровня своей компетенции. Вскоре удачное выражение стали упоминать в разных публикациях наряду с законами Паркинсона и Мерфи, называя «принцип Питера», а автор постулата развил его в науку иерархологию, изучающую причины типичных ошибок людей в бизнесе, которые приводят их к неудачам. Работая педагогом, еще молодой Лоуренс Джонсон пытался найти причину феномена: почему прилежные отличники чаще всего становятся вечными офисными подчиненными, а заурядные троечники неожиданно для окружающих превращаются в успешных топ-менеджеров, предпринимателей и олигархов. Проверяя свой же принцип на примере работы нескольких организаций и предприятий, Лоуренс нашел ответы и назвал их следствиями закона Питера в более поздних статьях и монографиях. В любой иерархической системе человеку, хорошо справляющемуся с работой, поручают более сложные задачи и карьера его продвигается до тех пор, пока задачи на очередной должности не оказываются сложнее его уровня компетенции. Работник начинает совершать ошибки, но ему не хочется терять должность по своей инициативе. Отстаивая свое право на должность, человек становится агрессивным, заносчивым и т. д., а окружающие констатируют, что высокое назначение его «испортило» — принцип в действии. Следующее следствие из принципа Питера — некомпетентных не понижают в должности. Казалось бы, очевидное решение проблемы — увольнение нерадивого работника. Только на практике этого не происходит, причем, по инициативе руководства: иногда не хотят признать своей ошибки в назначении на должность непрофессионала, но чаще не желают окружать себя компетентными талантливыми подчиненными, то есть действует уже и закон Паркинсона. Наряду с законами Мерфи и Паркинсона некогда ироничный закон Питера подтверждается на практике и нередко является решающим аргументом при объяснении причин неудач или провалов предприятия и решительных действий по его реорганизации. То есть не существует «всемирного закона неудачи», есть только сознательные или неосознанные ошибки конкретных людей, которые всегда можно исправить. Наконец, и закон Питера можно сформулировать достаточно оптимистично: если в иерархической системе некомпетентного работника не понижают в должности, значит состояние системы не оптимально, она неэффективна и нуждается в реформировании. Возможно, потому и успешны бывшие непокорные троечники, что не боятся кардинальных перемен, противоречащих общепринятым правилам.

Похожие статьи:

Читайте также

2 декабря 2016 / Комментарии

8 полезных сервисов для организации сезонной торговли зимой

Начинающийся зимний сезон постоянно наталкивает на бизнес-идеи — ведь зимой мы покупаем новогодние подарки и гуляем по рождественским ярмаркам, но многие отказываются от реализации сезонных бизнес-идей, опасаясь организационных трудностей. Именно в таких случаях на помощь могут прийти давно существующие специализированные сервисы, призванные помочь начинающему предпринимателю поставить дело без лишних затрат и избавляющие от значительной части организационной рутины.

далее →

28 апреля 2016 / Комментарии

Бегом марш! Доставка пиццы бегунами

Лондонская пиццерия Sodo провела интересную акцию, в рамках которой доставка пиццы осуществлялась не машинами, не курьерами на мотороллерах, а бегунами. По мнению авторов идеи (агентство TBWA London), помимо экологичности, такой способ доставки способствует отказу получателей пиццы от чрезмерного употребления. Эдакая приправа в виде «чувства вины».

далее →

20 апреля 2016 / Комментарии

Roofstock: первый маркетплейс недвижимости, гарантированно приносящей доход

Покупка недвижимости – традиционный для наших широт способ сбережения накоплений и защиты их от всепожирающей инфляции. В общем-то, смысл в этом был, есть и, скорее всего, будет. Различные аналитики сегодня говорят, что с точки зрения сохранения денег, покупка недвижимости – не лучший выбор, но народ знает лучше, недвижка остаётся популярным предметом инвестиций. Покупают, впрочем, всё больше новое жильё. А что, если вложить деньги в недвижимость, которая сразу будет приносить доход?

далее →

29 февраля 2016 / Комментарии

HoReCa и магазин «товары для дома» в одном флаконе: ресторан, в котором продаётся всё

Если вы хотя бы с некоторой периодичностью посещаете рестораны и кафе, наверняка в том или ином заведении вам понравились столовые приборы, стулья, столы, декор на стенах и т. п. Вплоть до возникновения желания приобрести такие же вещи в свой обиход. В большинстве случаев, такое желание не находит реализации. Более активные потребители делают фотографии понравившихся вещей и ищут их потом в магазинах, спрашивают официантов/администратора о том, где были куплены интересующие их предметы, даже предлагают за них деньги и иногда получают желаемое. А что, если официально заявить о возможности купить в ресторане всё, что пожелаешь, а не только еду?

далее →

24 февраля 2016 / Комментарии

УТП: товары, которые служат долго

Конечно, нельзя говорить о том, что сегодня мы имеем ситуацию тотального перепроизводства и изобилия. Ресурсы – все без исключения, вероятно, – распределены по планете крайне неравномерно, и речь не только о природных богатствах, но и о производимых людьми товарах и услугах. Тем не менее, для многих потребителей уже очевиден тот факт, что производители намеренно задают своим товарам некий срок службы, причём далеко не всегда этот срок настолько продолжителен, насколько нам хотелось бы. Бытовая техника и электроника, автомобили, наверное, являются самыми показательными примерами этой практики. На рынке осталось не так много брендов, товары под которыми служат действительно долго. А дефицит – отличная основа для уникального торгового предложения. Так что реализации магазина, основанного на таком УТП, вероятно, следовало ожидать.

далее →