Делегирование полномочий в организации
Большинство прогрессивных современных руководителей и владельцев бизнеса признают, что делегирование полномочий в организации — это почти единственная для них возможность рационального использования своего времени, а также мощный инструмент мотивации персонала. В то же время редкий владелец компании или топ-менеджер не опасается, что делегировав задачи подчиненным, он подвергнет бизнес опасности или даже разрушению. Многие в подобных случаях убеждают себя, что подчиненные не настолько компетентны, чтобы им можно было доверить решение серьезных задач. В результате у занятого оперативным руководством менеджера не хватает времени на стратегическое развитие бизнеса, он упускает выгодные возможности, появляются проблемы в семейных отношениях и здоровье. Как же использовать преимущества делегирования и при этом не только не потерять, но и укрепить свой бизнес?
Делегирование полномочий — признак корпоративной культуры компании
Если руководитель боится доверить подчиненному даже небольшой объем работы, которую обычно выполняет сам, — это свидетельство его слабости и неуверенности в собственном профессионализме. Человек предпочитает самостоятельно отвечать перед вышестоящим руководством за работу подразделения, потому что боится конкуренции и появления в окружении более талантливого конкурента. Именно поэтому эффективность делегирования полномочий в компании тем выше, чем выше в ней уровень корпоративной культуры. То есть в коллективе поощряют инициативу и взаимное доверие, опытные сотрудники охотно обучают новичков, не боясь конкуренции: они уверены, что, подготовив себе достойную смену, могут рассчитывать на повышение в карьере. Это классический случай, когда делегирование в организации стимулирует саморазвитие и самообразование персонала, раскрытие новых его способностей и талантов.
Стратегическая инициатива — это полномочие руководителя
Надо понимать, что делегирование предполагает и адресование подчиненному ответственности за результаты работы на определенном участке. Подчиненным, как правило, поручают оперативное руководство рабочим процессом, решение насущных повседневных проблем и вопросов. Таким образом, у руководителя появляется больше времени на постановку задач и поиск решений по стратегическим вопросам развития предприятия. Высокая эффективность делегирования полномочий в организации достигается за счет того, что у руководителя больше нет необходимости контролировать весь цикл рабочего процесса, но ответственность за постановку целей, принятие важных решений, стратегию развития компании он должен обязательно оставлять за собой. Распределение ответственности — очень деликатный вопрос при работе с инструментом делегирования. Неся ответственность за результат работы компании в целом, руководитель, передавая подчиненному часть своего функционала, должен делегировать ему и долю ответственности. Если полномочия руководителя участка не будут подтверждены официальным документом, ситуация может обернуться саботажем подчиненных и конфликтами.
Как правильно работать с инструментом делегирования
Управление — это творческий процесс, а поэтому полномочия нельзя делегировать в приказном порядке, успех возможен только в случае заинтересованного согласия подчиненного. Только от проницательности руководителя и умения разбираться в людях зависит, передаст ли он часть своего функционала ответственному подчиненному, стремящемуся к повышению своего профессионализма, или откровенному карьеристу. Процедура делегирования полномочий контроля над процессом подчиненному должна оформляться документально. Это может быть приказ, протокол или любой другой документ, в котором четко описываются зоны работы и ответственности кандидата на должность руководителя отдельного проекта либо участка работы. В документе также должно быть указано, какие решения кандидат может принимать самостоятельно, а какие после согласования с другими должностными лицами или вышестоящим руководством. С документом необходимо обязательно ознакомить всех сотрудников, работающих на участке или задействованных в проекте. Сотруднику, принимающему на себя полномочия и ответственность, необходимо четко сформулировать ожидания: какой результат, в каком виде и в какие сроки от него требуется. Одновременно с делегированием полномочий кандидату передаются и ресурсы, необходимые для выполнения задачи: финансирование, материальные ценности, персонал. Наконец, важный пункт процедуры делегирования — значимое для кандидата вознаграждение, которое он получит за свой труд. Это может быть более высокий оклад, какие-либо нематериальные блага или возможности. Таким образом, сотрудник, принимая делегированные полномочия в организации, получает комплекс организационных, финансовых, юридических и психологических инструментов, необходимых для успешного решения поставленной задачи. Следует учитывать, что обретя новый функционал, поначалу сотрудник может нуждаться в советах и консультациях руководителя. Но нельзя не отметить преимущество того, что освоившись в новом амплуа, он со временем освободит руководителя от груза рутинных повседневных обязанностей.
Похожие статьи:
- ASM – комплексная crm система для автоматизации бизнеса
- Правила деловой переписки
- Как вести себя на переговорах
- Харизма личности в бизнесе - миф или реальность?
- Как построить прибыльный бизнес
- Управление личной эффективностью
- Реальные бизнес идеи
- Развитие личностных качеств
- Получить потребительский кредит
- Управление развитием компании
- Оценка эффективности работы персонала
- Управление мотивацией персонала
- Имидж руководителя и его роль в деловом общении