Методические материалы → Офлайн-ритейл

Идеи для малого бизнеса

Управление мотивацией персонала

Грамотный, профессиональный персонал – одно из важнейших условий успешной работы любой компании, но, как шутят менеджеры по персоналу, новый сотрудник в первые пару месяцев очень хочет работать, но не всегда может, а вот после испытательного срока уже может, но почему-то не хочет. В этой шутке отражена общая для любого персонала закономерность: периодическое снижение мотивации, а значит и эффективности работы сотрудников. Владение таким инструментом, как управление мотивацией персонала, помогает руководителям подразделений не только вовремя замечать у сотрудников снижение интереса к работе, но и быстро принять меры к противодействию.Невозможно переоценить роль мотивации в управлении персоналом, но при этом обязательно надо учитывать, к какому психотипу относится каждый сотрудник, какие ценности для него на данном этапе особенно важны и способны подвигнуть на более эффективную работу. К примеру, если руководитель поощрит хорошего продажника назначением на руководящую должность, он в результате может получить вместо высококлассного специалиста посредственного администратора. Пролить свет на сложный мир типов личности, их ценностей и тонкой материи взаимоотношений поможет соционика.

Личностные стимулы мотивации

По способу восприятия и оценки информации соционика делит всех людей на четыре группы, условное название каждой из которых отражает главную для них ценность:

  • престиж
  • уникальность
  • интерес
  • благосостояние

Если к каждому из типов сотрудников адресно применить стимул, наиболее ценный для него, управление мотивацией персонала в организации будет всегда эффективно.

Престиж

Люди, принадлежащие к этой группе, стремятся к признанию окружающих и повышению собственного влияния на него, их главная цель – продвижение и карьера. Если руководство пока не планирует вертикальное продвижение сотрудника, то перемещение «по горизонтали», например, перевод с должности менеджера по работе с клиентами на должность менеджера по работе с корпоративными клиентами, будет достаточно действенным методом управления мотивацией персоналом: человека удовлетворит оценка его значимости.

Уникальность

Людей этой стимульной группы устремлены к прогрессу, их быстро утомляет монотонная рутинная работа, но зато в реализации новых необычных проектов они незаменимы. Лучшая мотивация для них – новейшая техника и свободный график, а простмулируют они себя сами на новые изобретения, открытия, идеи и проекты, за которые, конечно, надо будет достойно заплатить. А если предоставить «уникуму» возможность стажировки или образования, например, за рубежом, более эффективного и преданного компании профессионала не сыскать.

Интерес

Эта группа людей стремится в первую очередь удовлетворить свой личный интерес, а наиболее действенный для них метод управления мотивацией персонала – убеждение, что интересы их и компании полностью совпадают. Подтверждением может служить возможность получения льготных кредитов на образование, приобретение жилья и т. д. К слову, представители группы «интерес» любят учиться и делиться своими знаниями, они незаменимы в роли разного рода консультантов, за консультации которых клиенты с удовольствием хорошо заплатят.

Благосостояние

Девиз этой группы сотрудников – благосостояние и комфорт. Лучшими методами управления мотивацией персонала этого типа будут комфорт рабочего места достойная зарплата для обеспечения комфорта в быту, социальные пакеты для поддержания здоровья, медицинская страховка и т.д.

Всегда ли мотивируют материальные стимулы

Метод управления мотивацией персонала в организации материальными стимулами не безграничен и не всегда эффективен по нескольким причинам. Во-первых, человек очень быстро привыкает к уровню своего материального достатка, потребности его растут и если величина и регулярность материального стимулирования не совпадают с его ожиданиями, эффективность работы снижается. Во-вторых, каким бы по мнению руководства существенным не был материальный стимул, при желании сотрудник всегда может найти компанию, где за аналогичную работу платят больше. Применять такой метод, как повышение зарплаты надо осторожно и адресно. В тоже время есть множество непрямых материальных стимулов, благодаря которым персонал всегда будет дорожить работой и эффективно выполнять свои обязанности:

  • эргономичность и комфорт рабочих мест: оргтехника, климатконтроль и т. д.
  • организованное горячее питание
  • скидки для сотрудников на ассортимент товаров или услуг компании
  • проведение корпоративных праздников, походов, экскурсионных и туристических поездок
  • образование, обучение, повышение квалификации, тренинги, семинары
  • оплата арендованного жилья или льготные кредиты на покупку собственного

Поощрение и наказание — нематериальные стимулы мотивации персонала

Знаменитые «пряник и кнут», поощрения и наказания, во все времена являлись эффективными инструментами управления мотивацией персонала при условии правильного и очень осторожного обращения с ними. Поощрение в виде официальной благодарности или устной похвалы должно быть своевременным, справедливым, эпизодическим и неожиданным для сотрудника и коллег. Можно поощрить не только выдающийся конечный результат работы или проекта, но и промежуточные достижения исполнителя. Очень важно, чтобы достижение сотрудника, ставшее основанием для поощрения, было достижимым для всех его коллег: справедливое, принимаемое коллегами публичное поощрение – мощная мотивация для всего коллектива достичь такого же уровня. Напротив, наказание, будь то устное порицание или выговор, желательно выносить сотруднику наедине, не публично. При этом обязательно следует детально объяснить сотруднику, где именно он поступил неправильно и как надо было поступить. Наказание эффективно только в случае, если оно не является карательной мерой, а используется в качестве инструмента развития. Подчиненный обязательно должен почувствовать поддержку руководителя: осуждая поступок, руководитель верит в сотрудника и уверен, что он сумеет исправить ситуацию. В заключение следует отметить, что управление мотивацией персонала – это увлекательный творческий процесс, в котором руководитель, относящийся к подчиненным с искренним интересом и вниманием, всегда может изобрести множество собственных эффективных стимулов и методов мотивации. 

Похожие статьи:

Читайте также

2 декабря 2016 / Комментарии

8 полезных сервисов для организации сезонной торговли зимой

Начинающийся зимний сезон постоянно наталкивает на бизнес-идеи — ведь зимой мы покупаем новогодние подарки и гуляем по рождественским ярмаркам, но многие отказываются от реализации сезонных бизнес-идей, опасаясь организационных трудностей. Именно в таких случаях на помощь могут прийти давно существующие специализированные сервисы, призванные помочь начинающему предпринимателю поставить дело без лишних затрат и избавляющие от значительной части организационной рутины.

далее →

28 апреля 2016 / Комментарии

Бегом марш! Доставка пиццы бегунами

Лондонская пиццерия Sodo провела интересную акцию, в рамках которой доставка пиццы осуществлялась не машинами, не курьерами на мотороллерах, а бегунами. По мнению авторов идеи (агентство TBWA London), помимо экологичности, такой способ доставки способствует отказу получателей пиццы от чрезмерного употребления. Эдакая приправа в виде «чувства вины».

далее →

20 апреля 2016 / Комментарии

Roofstock: первый маркетплейс недвижимости, гарантированно приносящей доход

Покупка недвижимости – традиционный для наших широт способ сбережения накоплений и защиты их от всепожирающей инфляции. В общем-то, смысл в этом был, есть и, скорее всего, будет. Различные аналитики сегодня говорят, что с точки зрения сохранения денег, покупка недвижимости – не лучший выбор, но народ знает лучше, недвижка остаётся популярным предметом инвестиций. Покупают, впрочем, всё больше новое жильё. А что, если вложить деньги в недвижимость, которая сразу будет приносить доход?

далее →

29 февраля 2016 / Комментарии

HoReCa и магазин «товары для дома» в одном флаконе: ресторан, в котором продаётся всё

Если вы хотя бы с некоторой периодичностью посещаете рестораны и кафе, наверняка в том или ином заведении вам понравились столовые приборы, стулья, столы, декор на стенах и т. п. Вплоть до возникновения желания приобрести такие же вещи в свой обиход. В большинстве случаев, такое желание не находит реализации. Более активные потребители делают фотографии понравившихся вещей и ищут их потом в магазинах, спрашивают официантов/администратора о том, где были куплены интересующие их предметы, даже предлагают за них деньги и иногда получают желаемое. А что, если официально заявить о возможности купить в ресторане всё, что пожелаешь, а не только еду?

далее →

24 февраля 2016 / Комментарии

УТП: товары, которые служат долго

Конечно, нельзя говорить о том, что сегодня мы имеем ситуацию тотального перепроизводства и изобилия. Ресурсы – все без исключения, вероятно, – распределены по планете крайне неравномерно, и речь не только о природных богатствах, но и о производимых людьми товарах и услугах. Тем не менее, для многих потребителей уже очевиден тот факт, что производители намеренно задают своим товарам некий срок службы, причём далеко не всегда этот срок настолько продолжителен, насколько нам хотелось бы. Бытовая техника и электроника, автомобили, наверное, являются самыми показательными примерами этой практики. На рынке осталось не так много брендов, товары под которыми служат действительно долго. А дефицит – отличная основа для уникального торгового предложения. Так что реализации магазина, основанного на таком УТП, вероятно, следовало ожидать.

далее →