10 трендов российского ритейла в период пандемии COVID-19
Полномасштабная картина происходящего как в российском, так и международном ритейле, глазами экспертов и участников отрасли. Подробно разбираем, как пандемия COVID-19 повлияла на отечественный ритейл, для каких трендов стала катализатором и каких изменений ждать в ближайшем будущем.
Проектный офис отраслевой аналитики, созданный аналитическим агентством Prognosis, при участии Центра общественно-политических и социальных проектов (ЦОПиСП), коммуникационного агентства Effix Communications и стратегических консультантов BestBrains Consultancy, представил исследование — «Навигатор отрасли», первый выпуск которого посвящен российскому ритейлу. «Навигатор отрасли» — это цикл регулярных исследований различных отраслей, основанный на глубинных интервью ведущих отраслевых экспертов, SWOT анализе и online-опросе, дающий объективную оценку ситуации на рынке и ее восприятия участниками отрасли.
В числе результатов первого исследования воздействия пандемии COVID-19 и текущей экономической ситуации на российский ритейл стоит выделить новые бизнес тренды.
Топ — 10 трендов в российском ритейле
- Сдержанный оптимизм: общая оценка экспертов отрасли, несмотря на ожидания и текущую экономическую ситуацию, оказалась в положительной зоне. Большая часть респондентов в своих ответах склонялась к оптимизму и показывала уверенность в своих силах. Сильные стороны компаний и потенциальные возможности рынка были оценены респондентами максимально высоко (4 из 5 баллов).
- Онлайн идет в оффлайн. Online-ритейлеры активно выходят в стрит-ритейл, к примеру: Ozon, Lamoda и Wildberries, ищут небольшие торговые площади в местах с высоким трафиком, в том числе, в центре города, площадью 40-70 м2.
- Вынужденная цифровизация. Крупные компании, которые ранее рассматривали для себя только inhouse-продукты и собственные IT наработки, оказались в момент кризиса технологически не готовы и были вынуждены вопреки своим бизнес-моделям и убеждениям воспользоваться пакетными облачными решениями и внедрять сторонние технологии для выстраивания системы online-продаж.
- Коронавирус стал катализатором новых партнерств между участниками рынка. Кризис для ритейла обернулся большими возможностями, которые пришлось оперативно осваивать. Неготовые к взрыву online-спроса ритейлеры кооперировались с сервисами доставки, такси, каршерингом и маркетплейсами. При этом online-ритейлеры осваивали новые категории — от продуктов питания до доставки еды из ресторанов.
- Кризис сплотил людей. Эффективность управления человеческим капиталом становится приоритетом и создает конкурентное преимущество. Компетенции и забота о команде вышли на первый план для топ-менеджмента. Среди сильных сторон респонденты указывали командную работу, скорость и гибкость принятия решений. Показательно, что профессионализм команды, забота о персонале, человеческий фактор в широком понимании этого термина, стали общей темой в ответах всех участников исследования.
- Женщины адаптировались лучше. Они высказались почти вдвое оптимистичнее относительно происходящего и оказались в два раза менее тревожны, чем мужчины.
- Ритейл боится обвала спроса и не только. В перечне основных внешних угроз, помимо ожидаемого сокращения спроса и ухудшения состояния экономики, приведены риски последствий госрегулирования, опасения сокращения штата и возможного массового распространения вируса среди сотрудников.
- Продуктовый ритейл ищет новые форматы взаимодействия с покупателями. К примеру, непродовольственный — осваивает продуктовые категории. Так, в ассортименте непродуктовых магазинов (напр., Lamoda, OZON, Ситилинк и Позитроника) появились продукты питания и хозтовары. Некоторые, начали организовывать доставку товаров прямо со складов, минуя магазины. В среднесрочной перспективе ожидается увеличение продаж Direct to Consumers (напрямую покупателям, прим.) и появление новых решений для реализации этой модели продаж.
- Удаленный режим работы. Коронавирус наглядно показал, что большая часть менеджмента может работать удаленно. Многие компании уже объявили о намерении сокращать офисы и переводить от 30% до 50% сотрудников в дальнейшем на удаленную работу.
- Коммуникация с потребителями: персонально, визуально, оперативно и с большим уклоном в социальную ответственность. Ритейлеры активно борются за лояльность потребителей. Большее значение приобретает работа с репутацией, ведь пользователи стали больше писать и обращаться к брендам, упоминая их в своих постах — по разным оценкам объем таких обращений вырос на 29%. Также повысилась роль социальной ответственности, по мнению опрошенных, в период кризиса взаимная поддержка — это то, чего ожидают и потребители, и регуляторы, и акторы рынка.
Оптимизация, технологизация и эволюция
Выход из сложившейся на сегодняшней день ситуации, по мнению экспертов, в новых услугах (включая online-сервисы), потенциальных выгодах от реструктуризации рынка и повышение эффективности всех процессов.
«Тот, кто научится строить мост между digital, виртуальной жизнью, где собрано колоссальное знание о нашем поведении и миром товаров, тот станет главной угрозой для существующих offline-ритейлеров. Представьте только ситуацию, если ребята создадут коллаборацию с условным „Самокатом“ или сами создадут сервис, который позволит накопленные знания о всех пользователях интернета превращать в продажи товаров», — рассказал в интервью для исследования Андрей Белоногов, бизнес-консультант, экс-топ-менеджер сетей «Магнит», «Лента».