Формула расчета прибыли 2.0
Если вы раньше читали мои статьи, смотрели лекции вживую или на YouTube, то наверняка не раз слышали о формуле расчета прибыли – $=L×C×P×Q.
Весь этот год мы анализировали, какие еще данные критически важны, и пришли к выводу, что раньше не учитывали четыре параметра при сборе данных, которые сильно влияют на интерпретацию происходящего.
Чтобы получать прибыль, компания должна одновременно использовать стратегию роста, которая выражается в показателе (R), и стратегию оптимизации, которая выражается в показателе маржинальность (M).
И в этом смысле прибыль вашей компании – это оборотность, умноженная на маржинальность:
$=R×M
Оборотность (R) – количество успешных клиентов (CLs), умноженное на средний lifetime value (LTV).
R=CLs×LTV
- LTV – средняя жизненная ценность клиента (Р), умноженное на количество успешных сделок с одним клиентом (Qs1).
- Р – сколько в среднем денег за одну транзакцию нам оставляет один клиент.
- Qs1 – количество сделок с одним клиентом (Q1) минус возврат (Rt).
LTV = P×(Q1–Rt)
Термин «успешные клиенты» (CLs) вам, скорее всего, не знаком – мы сами его разработали для использования внутренних нужд агентства. Он характеризуется как клиенты (CL) минус отток (ChR).
- C – коэффициент, с помощью которого потенциальные клиенты превращаются в реальных, или, иными словами, конверсия.
- L – потенциальные клиенты или лиды.
- ChR – коэффициент, который показывает разницу между количеством наших клиентов в начале периода и в конце.
CLs=C×L–ChR
Маржинальность (M) можно выразить через сумму фронт-маржи (fM) и бэк-маржи (bM) или через оборотность (R) минус все издержки (TC), которые, в свою очередь, можно разделить на капитальные (CAPEX) и операционные (OPEX).
Таким образом, если всю эту красоту выписать линейно, то мы увидим, что прибыль компании можно представить в виде следующей формулы:
$=(L*C-ChR)*P*(Q1-Rt)-(CAPEX+OPEX)
Вот они – восемь показателей, которые влияют на нашу прибыль. И для того, чтобы начать считать и понимать, как работает ваша бизнес-система: где в ней узкие места, где в ней точки кратного роста прибыли или выручки, вам необходимо от плебейских методов, когда клиенты заносятся на листочки или в CRM-систему, где они просто пропадают, перейти к понятному, нормальному, ежедневному или хотя бы еженедельному учету этих показателей
Если взять эти восемь рычагов под контроль и начать ими нормально управлять, то вы получите:
a) очень понятную и прозрачную картину того, как у вас вообще все устроено в компании;
b) огромные возможности для мгновенной и, как правило, почти бесплатной оптимизации своего бизнеса.
Об авторе
Илья Балахнин - генеральный директор агентства Paper Planes - российского агентства номер 1 в области маркетинга на основе данных. На протяжении уже 8 лет Илья является одним из самых востребованных маркетинговых стратегов. В его портфолио проекты для таких компаний, как М.Видео, Азбука Вкуса, ПЭК, Mars, Альфа-Банк, Novartis, Bosch и множество других |