Импортозамещение в РФ. Актуальные вопросы
Автор: Елена Белозерова, руководитель направления, внешнеторговая деятельность, таможенное и валютное регулирование, Практика таможенного права и внешней торговли, Goltsblat BLP
В нынешней ситуации в экономике РФ и при ослаблении российского рубля тема импортозамещения стала более актуальной, чем это было в предыдущие годы. Ранее меры по стимулирования импортозамещения носили отраслевой характер и были ориентированы на насыщения рынка РФ продукцией собственного производства. В этой части достигнуты успехи в традиционно успешно развивающихся в РФ отраслях оборонно-промышленного комплекса и химической промышленности, а также частично в пищевой отрасли.
В настоящее время разработана новая стратегия импортозамещения и предполагается, что при ее реализации государству будет обеспечена полная независимость от зарубежных поставщиков по большому перечне товаров, услуг и технологий. Также планируется, что благодаря утвержденной стратегии будет восстановлено и усовершенствовано в некоторых отраслях собственное производство продукции и после сада начнется экономический подъем страны. При этом под импортозамещением имеется ввиду создание новых производств и технологий, которые будут создаваться за счет собственных и заемных средств инвесторов.
Ставка на импортозамещение сделана на отрасли производства в области сельскохозяйственного, транспортного, тяжелого, энергетического, нефтегазового машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, машиностроения специализированных производств, дорожно-строительной и коммунальной техники, станкоинструментальной, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, химической промышленности, промышленности редких и редкоземельных металлов (организация признана экстремистской, деятельность на территории РФ запрещена), производства силовой электротехники, подшипников, композиционных материалов (композитов) и изделий из них, индустрии детских товаров, ИТ технологий.
Стратегия импортозамещения в промышленности разработана Правительством Российской Федерации в Плане мероприятий по содействию импортозамещению в промышленности, утвержденный первого октября 2014 года и Плане мероприятий по снижению зависимости российского топливно-энергетического комплекса от импорта оборудования, технических устройств, комплектующих, а также услуг (работ) иностранных компаний, используемого иностранного программного обеспечения и развитию нефтегазового комплекса. В рамках стратегии создан Фонд развития промышленности, также Правительством РФ планирует создать специальный координационный орган для реализации государственной политики в сфере импортозамещения.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации совместно с профильными отраслевыми министерствами разрабатывает отраслевые планы импортозамещения. Всего в настоящее время рассматривается 18 отраслевых планов, которые включают 2059 проектов. Предполагается, что бюджет реализации отраслевых планов по импортозамещению критических видов продукции по гражданским отраслям обрабатывающей промышленности составит 1,5 трлн рублей.
Также Министерство работает над перечнем приоритетных видов продукции для формирования инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению, увеличению экспорта и технологическому развитию. В указанном перечне по отраслям и наименованиям продукции проанализированы в процентном соотношении доли отечественной продукции в потреблении в соотношении с долей импортной продукции, а также возможность импотозамещения продукции и обоснование, если таковая имеется (или не имеется).
При курсе на импортозамещение государство готово оказывать поддержку российским компаниям в виде субсидирования отраслей, льготного кредитования, повышения ставок ввозных таможенных пошлин на оборудование и материалы, имеющих аналоги, производимые в РФ, установления приоритета оборудования и материалов российского производства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, обнуление ставок ввозных таможенных пошлин для оборудования и материалов, не имеющих аналогов в РФ.
В такой ситуации существует опасность ограничения конкуренции на российском рынке, что является деструктивным фактором для подъема российской экономики. Историей уже неоднократно подтверждено, что только свободный рынок создает условия для постоянного повышения качества продукции при снижении ее стоимости. Политика протекционизма в отношении внутренних российских производителей в РФ и отсутствие конкуренции может не оказать ожидаемого благоприятного воздействия на повышение уровня производства и снижения доли продукции зарубежного производства.