Как ритейлеру подготовиться к закону о передаче фискальных данных. Часть 2
Продолжаем с экспертами разбираться - к чему и как готовиться ритейлерам в рамках подготовки к вступлению в силу закона о передаче фискальных данных
Семен Окороков, EKAM.ru:
Новая редакция 54-ФЗ (о применении ККТ) требует от ритейлеров обзавестись кассами нового поколения, которые в обязательном порядке должны передавать электронную версию чека в ФНС. Кроме того, эти кассы должны позволять отправить чек на электронную почту конечному потребителю по требованию последнего. С точки зрения технологии, кассы нового поколения отличаются от своих предшественников следующими характеристиками: во-первых, на смену ЭКЛЗ приходят фискальные регистраторы, во-вторых, обязательным становится подключение рабочего места кассира к интернету, и в-третьих, кассовое программное обеспечение должно быть совместимо с товарно-учетной системой магазина.
Согласно новому законодательству, на чеке в обязательном порядке должны быть указаны наименования проданных товаров, поэтому, в первую очередь, подготовку к вступлению закона в силу, нужно начать с установки товарно-учетной системы, если ее еще нет. Товарно-учетная система должна уметь формировать наименования товаров, которые потом будут отображаться в чеке. Четкий список товаров в чеке с ценами на каждое наименование не только позволяет соответствовать новому законодательству, но и формирует лояльность конечных потребителей к магазину. По такому чеку покупателям проще контролировать свои расходы. В конце концов, чек – это лицо вашей компании. При выборе товарно-учетной системы, нужно также помнить, что согласно новому законодательству, кассир по требованию покупателя должен отправить чек на электронную почту.
После того, как закон вступит в силу, нужно позаботиться о регистрации нового кассового оборудования. Сделать это лучше как можно раньше, чтобы перед окончанием переходного периода не принимать решения в спешке и не менять парк кассовой техники по завышенным, спекулятивным ценам.
Александр Костанянц, профессор Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС, доктор юридических наук:
Эксперимент по применению контрольно-кассовой техники при наличных денежных расчетах и расчетах с применением платежных карт проводился на территориях Республики Татарстан, Калужской области, Московской области и Москвы.
С учетом положительных результатов проведения данного эксперимента предлагается внести изменения в Закон о ККТ. Проектом изменений предусматривается использовать контрольно-кассовые машины, обеспечивающие печать кассовых чеков на бумажных носителях, а также их формирование в электронном виде. Такая техника должна обеспечивать запись сведений о расчетах в фискальные накопители и передачу их в налоговые органы через операторов фискальных данных.
То есть при осуществлении расчетов организации и индивидуальные предприниматели будут обязаны:
- отпечатать кассовый чек на бумажном носителе, который передается покупателю в момент расчетов;
- сформировать кассовый чек в виде электронного документа и направить его в налоговые органы через оператора фискальных данных.
Это можно будет делать самостоятельно или поручить оператору. Соответствующее требование будет установлено к самой кассовой технике. Невыполнение этого требования согласно КоАП будет обходиться должностным лицам в 2000 руб., юрлицам – в 3000 руб.
Новая система фиксации и передачи данных о наличных расчетах направлена на создание современной автоматизированной системы контроля за применением ККТ и полнотой учета выручки.
В новой редакции полностью излагаются статьи 1, 2 (в том числе перечень операций, при которых не применяется ККТ), 3, 4 и 7 закона 54-ФЗ, будут введены новые статьи 3.1 «Разрешение на обработку фискальных данных», 3.2 «Требования к оператору фискальных данных», 4.1 «Требования к фискальным накопителям», 4.2 «Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности».
Статья 14.5 КоАП расширится, а штрафы в сфере ККТ станут разнообразнее. Так, наказание за неприменение ККТ привяжут к сумме расчета, произведенного без ККТ, и назначат равным от 75% до 100% этой суммы. При этом для граждан штраф составит не менее 1500 руб., для должностных лиц – не менее 10 тыс. руб., для юрлиц – не менее 40 тыс. руб. Проектом одновременно вносятся изменения в ряд законодательных актов, в том числе в КоАП РФ, предусматривающие ответственность за неприменение ККТ, под которым понимается также отсутствие передачи информации о расчетах через оператора в адрес налоговых органов.
Применение ККТ, не соответствующей требованиям, может обойтись предупреждением, а может (после принятия проекта) стоить гражданам 1 500 руб., должностным лицам – 2 000 руб., юрлицам – 3000 руб.
В указанной ситуации с юридической точки зрения, можно порекомендовать ритейлерам, отслеживать появляющиеся нормативно-правовые акты, непосредственно касающиеся розничной торговли и применения ККТ, соблюдать требования действующего законодательства в указанной области, привлечь специалистов для переоборудования кассовых узлов и обновления каналов связи, либо заблаговременно приобрести услугу у оператора фискальных данных, который будет хранить и обрабатывать чековый массив.
Антон Еликов, Мерката:
Я бы разделили всех ритейлеров на 3 категории:
1. Торговые точки, в ассортименте которых присутствует алкоголь. 171-ФЗ, регулирующий оборот спиртосодержащей продукции, обязал все торговые точки (с минимальными исключениями) обзавестись доступом в интернет, компьютерами, чековыми принтерами/фискальными регистраторами, сканерами штрих-кода. Все это сделано для обеспечения прослеживаемости алкоголя от производителя до полки магазина. При этом одним из важных требований 171-ФЗ является установка в торговой точке чекопечатающего устройства (фискального, если речь идет о продаже крепкого алкоголя) с возможностью печатать QR-код. Этот код потребитель в дальнейшем сможет использовать для проверки легальности купленного им алкоголя. Проблема в том, что большинство розничных точек в несетевом сегменте нуждаются в замене чекопечатающих устройств, так как чаще всего используют старые версии принтеров, которые не могут напечатать QR-код. Сейчас по сути идет массовая замена старых фискальников на новые. При этом новые фискальники в подавляющем большинстве случаев не поддерживают изменения по закону о передаче фискальных данных и потребуют доработки.
Основная рекомендация торговым точкам, в чьем ассортименте присутствует алкоголь - действовать последовательно. Требование о печати QR-кода на кассе вступает в силу только с 1 июля 2016 года и до этого момента производители фискальных регистраторов успеют выпустить на рынок оборудование, которое убережёт предпринимателей от лишних затрат в размере 10-15 тыс. руб. Пока спешить с покупкой фискального регистратора с поддержкой печати QR-кода - себе дороже.
2. Торговые точки, использующие фискальные регистраторы (кассы с ЭКЛЗ), но не имеющие в ассортименте алкоголя. Здесь основные рекомендации - заранее озаботиться вопросом связи в торговой точке и уточнить дату, когда заканчивается срок действия ЭКЛЗ. Если ЭКЛЗ заканчивается до апреля 2016 года, то его придется поменять и на онлайн кассы переходить уже с 2017 года. Если после апреля, то можно применять фискальники нового образца, которые к тому моменту уже будут на рынке. Это, кстати актуально и для торговцев алкоголем.
Можно ли остаться на старой технологии, если срок действия ЭКЛЗ заканчивается после апреля 2016? С точки зрения закона - можно. И до 2017 года можно применять фискальные регистраторы (кассы) с ЭКЛЗ старого образца. С точки зрения удобства - безусловно, удобнее будут новые фискальные регистраторы, так как для постановки их на учет не требуется подписывать обязательный договор с ЦТО. На учет онлайн кассу можно поставить через личный кабинет оператора фискальных данных.
3. Торговые точки, не применяющие контрольно-кассовую технику (ЕНВД, бланки строгой отчетности и тп).
Для этих торговых точек есть время на подготовку аж до 2018 года. И по сути они смогут воспользоваться уже полностью отработанной технологией. При этом однозначно вопрос связи будет также одним из ключевых.