Как ритейлеру подготовиться к закону о передаче фискальных данных. Часть 1
Свои рекомендации по подготовке к вступлению в силу закона о передаче фискальных данных Shopolog.ru представило несколько экспертов
Алексей Шабанов, менеджер по продукции ГК «Пилот»:
Первое, что могу порекомендовать ритейлерам, причем не только в этом конкретном случае, — обязательно отслеживать появляющиеся нормативно-правовые акты, непосредственно касающиеся розничной торговли. При появлении новых требований в области автоматизации и ИТ стараться развертывать пилотные проекты: с опережением осваивать новые технологии, организовывать качественные каналы подключения к Интернету, заблаговременно обеспечивать торговые точки резервными каналами связи. А сетевым ритейлерам, владеющим торговыми точками с более чем 2–3 кассами, рекомендую установить выделенный сервер — в современном магазине для него есть уже как минимум несколько критических ролей, так что обойтись обычным настольным компьютером в кабинете директора не получится.
Абсолютно точно нельзя сидеть и ждать, когда новые требования вступят в силу — следует заранее готовиться к нововведениям. Выжидательная позиция зачастую оказывается проигрышной — с большой вероятностью торговое предприятие будет вынуждено заниматься внедрением в самый последний момент, неся дополнительные затраты и рискуя попасть под штрафы. Эти риски реальны, поскольку внимание контролирующих органов к ритейлу крайне высоко и есть мнение, что далее оно будет только расти.
Важно в процессе подготовки и развертывания пилотных проектов тесно взаимодействовать с регулятором и своим ИТ-интегратором. Сегодня об онлайн-передаче данных в ФНС известно не так много с точки зрения технических подробностей, а интеграторы — как раз те компании, которые варятся в этом соку. Как только станут известны детали, интеграторы предложат рынку новые решения либо доработают уже существующие устройства (например, фискальные регистраторы, которые в законопроекте названы фискальными накопителями).
Учтите также: сотрудничество с российским интегратором, продающим собственные программные и аппаратные продукты, сейчас выгоднее, чем с зарубежными компаниями. Отечественные компании быстро дорабатывают решения под последние требования, что в итоге обходится ритейлеру в разы дешевле. Западные поставщики и их партнеры в России линейно зависимы от курсов иностранных валют, а это негативно сказывается на затратах заказчиков.
Антон Еликов, Мерката:
Тяжелее всего придется небольшим розничным магазинам, которые не имели автоматизации. Требования измененного, но еще не принятого 54-ФЗ, который регулирует контрольно-кассовую технику, подразумевают не просто переоборудование кассового узла, но и наличие постоянной связи.
С одной стороны, для торговой точки упрощается процедура постановки кассы на учет. Предприниматель сможет это сделать через личный кабинет без лишних телодвижений и обязательного договора с ЦТО.
С другой стороны, появляется необходимость приобрести услугу у оператора фискальных данных, который будет хранить и обрабатывать чековый массив. А это для самой небольшой торговой точки - 2 Гб чистых данных в год. Экспертная оценка стоимости такой услуги - 4000-8000 рублей в год. Также потребуется канал связи для передачи данных. Малые предприниматели могут использовать 3G/4G модем с тарифом для физических лиц. Это много дешевле, чем приобретать тариф для юридического лица.
Но тут же возникают сложности для тех торговых точек, которые расположены за пределами областных центров или наоборот, в торговых центрах, где качество беспроводной связи чаще всего оставляет желать лучшего. Торговые точки в ТРЦ вынуждены будут воспользоваться связью по тарифам оператора, обслуживающего ТРЦ. Чаще всего ощутимо выше рынка, особенно если ТРЦ с хорошим трафиком. В регионах проблема со связью решается куда сложнее. Если ее нет или она очень плохого качества, то торговая точка находится в заложниках у обстоятельств. Остается только надеятся на то, что операторы связи успеют нарастить сети и обеспечат подавляющее большинство точек связью. Возможно также появятся тарифы, включающие в себя и связь, и услугу ОФД.
Стоит отметить, что первопроходцем в вопросе связи в торговой точке является ЕГАИС. По 171-ФЗ, который регулирует оборот спиртосодержащей продукции, все розничные точки, осуществляющие розничную продажу алкоголя, должны обзавестись связью для подтверждения факта закупки (с 1 января 2016) и факта продажи (с 1 июля 2016) в ЕГАИС. По данным Росстата и Росалкогольрегулирования, ЕГАИС затрагивает примерно 30-40% всех торговых точек России. Остальных «квест» со связью ждет по закону об онлайн-кассах.
Также важным моментом является и то, что 54-ФЗ в новой редакции расширяет зону своего действия. Так, с 2018 года закон об онлайн-кассах накроет значительный объем малых предпринимателей, которые ранее были освобождены от применения касс.
Александр Нинбург, генеральный директор сервиса «Нимбл»:
Многие ритейлеры заранее подготовились к этому закону обновив парк своего оборудования еще до конца 2015 года. Сделали они это потому, что согласно новому закону оборудование, зарегистрированное до начала 2016 года, можно использовать в старом порядке еще в течение трех лет.
Те, кто не успел обновиться, могут сделать это в течение 6 месяцев после вступления закона в силу. За это время можно спокойно проанализировать ситуацию и принять взвешенное решение о замене. К тому же, выбор оборудования на рынке пока что не большой, поэтому пауза в полгода очень кстати.
Присматривая оборудование на замену важно смотреть на перспективу. Во избежание повторных трат в будущем, нужно выбирать современное ПО, которое готово гибко работать в рамках этого закона и сможет подстроиться под его возможные изменения.